19.01.2011     Военно-воздушные силы

ВВС Китая

Китайская летчицаВВС Китая (официальное название – Воздушные силы Народно-освободительной армии) являются третьими в мире по численности после ВВС США и России. Несмотря на внушительную численность, в военно-техническом отношении Воздушные силы НОАК до сих пор проигрывают развитым авиационным державам. Руководство Китая предпринимает серьезные усилия по модернизации своих военно-воздушных сил, заменяя многочисленные, но устаревшие самолеты относительно современными машинами третьего и четвертого поколений. Что же представляют собой ВВС Китая сегодня, и каковы их возможности в современной войне?

Современная военная авиация начала создаваться в КНР с начала 1950-х годов при активном участии СССР. Именно тогда технически отсталая Китайская народная республика получила доступ к передовым советским авиационным технологиям. До середины 1960-х годов в ВВС Китая поступили китайские копии советских самолетов: J-2 (МиГ-15), J-5 (МиГ-17), J-6 (МиГ-19), J-7 (МиГ-21), бомбардировщики H-4 (Ту-4), H-5 (Ил-2), H-6 (Ту-16), военно-транспортный Y-8 (Ан-12).

С прекращением советско-китайской дружбы развитие китайской авиации, по сути, остановилось, оставшись на уровне 60-х годов прошлого века. В конце 60-х - начале 70-х гг. китайский промышленностью был создан штурмовик Q-5 («Цян-5») «собственной разработки». На самом деле, это глубокая модернизация истребителя МиГ-19. В целом же, в этот период авиационно-техническая школа Китая не имела сколь-нибудь существенных собственных разработок. Поэтому китайская авиационная промышленность была вынуждена просто воспроизводить в громадных количествах устаревшие советские образцы. Одних только сверхзвуковых истребителей первого поколения J-6 («Цзянь-6») в 1961-1986 гг. было произведено 4000 штук.

После нормализации отношений с СССР с середины 80-х годов Китай снова получил доступ к советским  (а затем российским) разработкам. Вместе с тем, Китай стремился использовать и западные технологии. В 1988 году Израиль передал КНР комплект технической документации на истребитель LAVI, по возможностям примерно равный F-16 или МиГ-29 второй половины 80-х годов. Вот только китайскую копию этого самолета - J-10 - удалось запустить в серию лишь в 2004 году.

За последние 15 лет Китай сократил численность военного авиапарка за счет снятия с вооружения устаревших образцов. В 2006 году ВВС Китая начали избавляться от истребителя J-6. К началу 21-го века эти машины, при всей их многочисленности, не имели шансов противостоять авиации развитых стран. Последние J-6 были сняты  с вооружения в 2010 году. Сейчас основу истребительной авиации ВВС Китая составляют машины третьего и четвертого поколений (модернизированные самолеты второго поколения пока что состоят на вооружении в качестве дополнительных сил). Ведется также активная разработка истребителя пятого поколения J-20. В конце 2010 года Китай опубликовал первые фотографии этой машины, чем серьезно озадачил военное руководство США. Однако, пока еще рано говорить о реальных боевых возможностях J-20.

В настоящее время, несмотря на сокращение численности личного состава и самолетного парка, возможности китайских ВВС повысились за счет внедрения новых образцов. Прежде всего, этому способствовало сотрудничество с Россией, которая стала основным «поставщиком» авиационных технологий для Китая.

С активизацией научно-технического сотрудничества между РФ и КНР для китайских ВВС были закуплены тактические истребители Су-27, лицензия на производство 200 машин данного типа, а в последующем - Су-30МКК. В этот же период для нужд ПВО в России были приобретены зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300ПМУ.

Таким образом, если 60-х – 70-х гг. китайские ВВС, прежде всего, ориентировались на оборону территории страны, то с начала 90-х годов ВВС НОАК начали быстро трансформироваться в современные воздушные силы западного типа, способные к выполнению широкого диапазона миссий. Теперь они способны не только осуществлять  противовоздушную оборону и поддержку сухопутных войск на своей территории, но и наносить удары по удаленным наземным и морским целям за пределами Китая, в том числе, с помощью высокоточного оружия. Развитие боевых информационных систем, автоматизация процессов управления подразделениями улучшили возможности ВВС Китая по разведке и раннему обнаружению целей, противовоздушной и противоракетной обороне.

Строительство современных китайских ВВС нацелено, на решение, в основном, трех важных задач:

  • защита собственных границ Китая в территориальных спорах с соседями;
  • лишение формальной независимости Тайваня, который Китай считает своей территорией;
  • достижение военного преимущества над США в регионе.

Уже сейчас ВВС Китая превосходят ВВС Тайваня как по количеству, так и по уровню техники. Кроме того, против острова развернуто 1300 ракет малой и средней дальности, способных нанести существенный урон аэродромам и системе ПВО Тайваня. Однако, в случае китайской агрессии против Тайваня, на стороне этого государства, скорее всего, выступят США. Поэтому, при строительстве национальных ВВС китайское руководство ориентируется на противостояние с американскими военно-воздушными силами. Создание ВВС, способных соперничать с американскими, пусть даже в отдельном регионе – крайне амбициозная задача. Несмотря на впечатляющий рост, пока что Воздушные силы НОАК вряд ли могут противостоять ВВС США.

Несмотря на все усилия руководства Китая по количественному и качественному совершенствованию Воздушных сил НОАК, разработке собственных образцов авиационной техники, пока что Китаю не удается сократить отставание от развитых стран в данной сфере. Научно-производственная база Китая все еще остается слабой. Основная масса китайских авиационных «разработок» - лишь копии иностранных образцов, главным образом, российских. До настоящего времени основу авиационного парка и средств ПВО составляют советские образцы и их модернизированные варианты китайского производства.

 

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ ВВС КИТАЯ

Роль ВВС в общей структуре вооруженных сил Китая определяется в первую очередь тем, что они не только располагают обычными средствами ведения войны, но и являются составной частью стратегических ядерных сил.

В соответствии с военной доктриной Китая на ВВС возложены следующие основные задачи:

  • прикрытие от ударов с воздуха стратегических объектов и группировок своих войск;
  • нанесение ответного ядерного удара (сов­местно с другими видами вооруженных сил или самостоятельно);
  • проведение воздушных наступательных и оборонительных операций;
  • изоляция районов боевых действий;
  • оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
  • ведение воздушной разведки;
  • доставка воздушных десантов, осущест­вление перебросок войск и грузов.

Организационная структура ВВС Китая включает:

  • штаб;
  • бомбардировочную авиацию;
  • штурмовую авиацию;
  • истребителную авиацию;
  • разведывательную авиацию;
  • военно-транспортную авиацию;
  • воздушно-десантные войска;
  • зенитно-ракетные войска;
  • зенитную артиллерию;
  • радиотехнические войска.

Штаб ВВС разрабатывает планы использования сил и средств, организует и контролирует боевую подготов­ку соединений и частей, решает вопросы обеспечения их личным со­ставом, оружием, техникой, материально-техническими средствами, определяет ко­личественную и качест­венную структуру. В нем существуют следующие уп­равления: оперативное, раз­ведывательное, боевой под­готовки, политическое, тыла, связи, учебных заведений, инженерно-техническое, кадров, организационное, гражданской авиации и метеорологической службы.

Всего в военно-воздушных силах Китая насчитывается более 1600 боевых, 522 учебных и учебно-боевых, а также более 300 вспомогательных самолетов, 130 транспортных вертоле­тов, свыше 600 пусковых установок ЗУР и некоторое количество орудий зенитной артиллерии, око­ло 450 радиолокационных постов. Численность личного состава – 330 тыс. человек.

Организационно китайские ВВС све­дены в оперативные и опе­ративно-тактические объединения, соединения и части. Основное тактическое соединение боевой авиации - дивизия. Она состоит из 2 или 3 авиаполков, в каждом из которых 2-3 авиаэскадрильи (в зависимости от типа самолетов). Каждая эскадрилья включает 2-3 авиационных звена. В бомбардировочной авиации звено насчитывает 3 самолета, в истребительной – 4. Авиаполк насчитывает от 20 до 40 самолетов.

 

РОДА СИЛ ВВС КИТАЯ

Авиация ВВС НОАК по предназначению, способам боевого применения, состоящей на вооружении авиационной техники подразделяется на бомбардировочную, штурмовую, истребительную ПВО, разведывательную и военно-транспортную.

Бомбардировочная авиация, являющаяся основной ударной силой ВВС Китая, предназначена для уничтожения (подавления) важных объектов противника авиабомбами или ракетами класса «воздух — земля» в обычном либо ядерном снаряжении. В ней насчитывается, по разным источникам, от 82 до 120 тяжелых бомбардировщиков Н-6 («Хун-6») различных модификаций. 

Бомбардировщики H-6 ВВС Китая

Самолет H-6 представляет собой модернизированный вариант бомбардировщика Ту-16 китайского произ­водства. Несмотря на значительный срок службы (на вооружении ВВС НОАК с 1969 года) и моральное устаревание, командование китайских ВВС ввиду отсутствия реальной альтернативы вынуждено продолжать его использование (и даже заказывать небольшие партии) в качестве авиационного носителя стра­тегического ядерного оружия.

Боевой радиус действия самолета «Хун-6» составляет 2300 км, то есть в зоне его досягаемости находятся территории российского Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, Корейского п-ова, Японских и Филиппинских о-вов.

С 2006 года серийно производится новая модификация бомбардировщи­ка - «Хун-6М». Ее особенностями являются: увеличенная дальность полета за счет встроенного в бомбоотсек топливного бака; усовершенствованная форма хвостовой части фюзеляжа (в частности, демонтированы блистеры кормового стрелка); наличие четырех подкрыльсвых пилонов подвески управляемых ра­кет класса «воздух — земля».

Бортовое вооружение машины предполагается дополнить разработан­ными в Китае с применением иностранных, прежде всего российских, технологий существующими и перспективными образцами ракетного ору­жия. В их число входит разработанная на базе российского образца Х-55, а также с использованием американских технических решений КРВБ DH-10 («Дунхай-10»). Это модернизированный образец ракеты, входящей в со­став китайского мобильного наземного ракетного комплекса, уже находя­щегося на вооружении стратегических ракетных войск страны. Считается, что DH-10 имеет дальность пуска до 1500 км и точность (КВО) не хуже 10-15 м. Текущими планами командования ВВС НОАК предусматривается изготовить не менее 25 новых бомбардировщиков «Хун-6М».

В настоящее время Китаем ведется разработка двухместного тактического бомбардировщика H-7.

Штурмовая авиация предназначена для оказания непосредственной авиа­ционной поддержки сухопутным войскам и уничтожения (подавления) глав­ным образом малоразмерных и подвижных наземных целей в тактической и ближайшей оперативной глубине (до 500 км). Она также может привлекаться для уничтожения самолетов, вертолетов и БЛА противника в воздухе и на зем­ле. В данный момент штурмовая авиацияя Воздушных сил НОАК располагает 283 боевыми самолетами.

В составе ВВС Китая имеется 120 штурмовиков Q-5. Основное вооружение Q-5 - это авиабом­бы (до 2000 кг), неуправляемые авиационные ракеты (НАР) и две встроенные двуствольные 23-мм пушки.

Кроме того, штурмовик Q-5 является носителем тактического ЯО (ядер­ной авиабомбы мощностью до 20 кт). Ввиду морального и физического уста­ревания этих самолетов наметилась тенденция к их замене новыми истребите­лями-бомбардировщиками национального производства JH-7 («Цзяньхун-7»). Данный самолет существенно превосходит Q-5 по максимальной скорости (1808 км/ч против 1190 у Q-5), боевой нагрузке (9000 кг против 2000), радиусу действия (1759 км против 400). К настоящему времени на вооружении ВВС  состоит 72 истребителя-бомбардировщика «Цзяньхун-7».

СУ-30МКК

Наиболее «продвинутые» самолеты китайской штурмовой авиации – российские истребители-бомбардировщики Су-30МКК (вариант экспортной модификации Су-30МК для Китая), которых насчитывается 73 единицы. Поставки многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКК в Китай осуществлялись Россией с 2000 года. Всего на вооружение ВВС НОАК поступило 76 самолетов этого типа, три из которых были потеряны в авиацион­ных происшествиях. В составе авиации ВМС страны также имеется некоторое количество этих истребителей в варианте Су-30МК2, оснащенных противо­корабельными ракетами.

Этот самолет способен как перехватывать воздушные цели, так и наносить высокоточные удары по наземным целям. Его максимальная скорость – 2125 км/ч, дальность полета – 3000 км (с дозаправкой – 5000 км). Экипаж из двух человек способен одновременно вести маневренный воздушный бой, и в то же время поражать управляемыми ракетами наземные цели. Самолет оснащен новой РЛС с дальностью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием с TВ-самонаведением (ракеты Х-59М, Х-29Т, Х-31П, управляемые авиабомбы КАБ-500), имеет 12 точек подвески и способен нести до 8 т оружия.

Истребительная авиация ПВО - наиболее многочисленный род авиации ВВС Китая. Совместно с наземными средствами ПВО она решает главным образом задачи прикрытия с воздуха административных и промышленных центров, группировок своих войск и сил.

Из более чем 1100 истребителей ВВС Китая 542 единицы составляют J-7 («Цзянь-7») различных модификаций. Созданные в развитие самолета МиГ-21Ф, машины серии «Цзянь-7» отличаются относительно невысокой сто­имостью и поэтому рассматривались военным руководством КНР в качестве массовых машин - в отличие от более совершенных, но дорогих истребителей нового поколения, полный переход на которые Китай не может пока себе по­зволить. Лишь некоторое количество (около 80 единиц) самолетов «Цзянь-7» модификации J-7III являются всепогодными истребителями ПВО, способными выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях днем и ночью.

Истребитель J-8Истребитель ПВО J-8 («Цзянь-8») представляет собой дальнейшее раз­витие самолета «Цзянь-7», осуществленное китайскими инженерами. Этот самолет, поступив на вооружение в 1980 году, предназначался для борьбы со скоростными высотными бомбардировщиками и разведывательными самоле­тами СССР и США. К настоящему времени в составе ВВС сохранилось около 100 машин такого типа. Принимая во внимание значительные конструктивные недостатки «Цзянь-8», китайские авиаконструкторы предприняли его глубокую модернизацию, оснастив новый истребитель J-8II («Цзянь-8II») боко­выми воздухозаборниками и более современной БРЛС. На вооружении ВВС Китая имеется до 170 таких самолетов, из которых свыше 70 (модификация «Цзянь-8D») оборудованы системой дозаправки топливом в воздухе от транспортно-заправочных самолетов.

С 2005 года в войска начали поступать уже упоминавшиеся выше истребители национальной разработки J-10 («Цзянь-10») – сопоставимые по боевым возможностям с истребителями ПВО четвертого поколения. На вооружение ВВС Китая уже поступило свыше 120 самолетов этого типа. Существуют планы поставки партии J-10 на экспорт, в частности для ВВС Пакистана. По оценке иностранных экспертов, J-10 способен успешно противостоять российским истребителям МиГ-29 и Су-27, а также имеющимся на вооружении ВВС Тайваня американским F-16 и французским «Мираж-2000».

J-10Поставки российских тактических истребителей Су-27СК и учебно-бое­вых самолетов Су-27УБК (тоже способных выполнять весь спектр боевых задач) Китаю начались в 1992 году. Всего КНР приобретено 36 Су-27СК и 40 Су-27УБК. В зарубежных СМИ отмечается, что к настоящему времени пять самолетов обеих модификаций были потеряны в авиационных происшествиях. Главное назначение этих машин - завоевание господства в воздухе. В 1996 году Китай получил лицензию на производство 200 истребителей Су-27СК из сборных комплектов. В ВВС страны этой машине присвоено обозначение J-11 («Цзянь-11»). По сообщениям западных источников, всего на вооружении ВВС Китая находится  112 J-11.

Тактические истребители Су-27, «Цзянь-11 и -10» являются наиболее совершенными самолетами ВВС Китая в своем классе, способными вести боевые действия в любых метеоусловиях днем и ночью в случае применения противником средств радиоэлектронного противодействия.

В области авиационного ракетного вооружения китайская истребительная авиация долгое время довольствовалась весьма устаревшими УР PL-2 и PL-Sкласса «воздух - воздух», разработанными на осно­ве советской ракеты Р-3С и американской АШ-9В соответственно. В настоящее время они активно заменяются но­выми всеракурсными УР PL-9 интегрированными с нашлемной системой целеуказания летчика. По конструктивной схеме PL-9 практически аналогична израильской УР «Питон-3», хорошо зарекомендовавшей в себя в маневренных воздушных боях на  Ближнем Востоке.

УР PL-11 средней дальности с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения разработана на    основе   итальянской   ракеты «Аспид-1 А», образцы которой вместе с соответствующей технологиче­ской документацией были проданы Китаю Италией в период «совместного противостояния совет­ской военной угрозе».

Поставки КНР россий­ских УР Р-73Э малой дальности класса «воз­дух - воздух» начались в 1992 году, одновременно с передачей их носите­лей - истребителей Су-27 и Су-30. Всего Китай по­лучил более 3200 таких ракет. По некоторым све­дениям, страна приоб­рела лицензию на производство УР Р-73Э под обозначением PL-13.

Российские УР средней дальности класса «воздух - воздух» Р-27Р, Р-27Т входят в комплект вооружения закупленных Китаем истребителей Су-27 и Су-30, а также истребителей собственного производства — «Цзянь-8II» и «Цзянь-10». Всего ВПК России поставил до 3000 ракет обеих модификаций (в том числе с воинских складов).

По на основе российской УР класса «воздух-воздух» Р-77 (китайское обозначение SD-10). китайскими конструкторами разработана УР PL-12, принятая на вооружение в 2008 году. Она имеет электронику от Р-77 и двигатель китайской разработки. В результате получилась ракета с дальностью пуска более 100 км, против 80 км у Р-77. По внешнему виду и боевым возможностям PL-12 напоминает американскую УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAМ.

Разведывательная авиция в ВВС Китая представлена в основном самолетами JZ-6 («Цзяньчжэнь-6»), JZ-8 и JZ-8F(«Цзяньчжэнь-8») - тактическими разведывательными самолетами, разработанными на базе истребителей «Цзянь-6, и -8» (всего 120 машин).

Кроме того, имеется до 15 самолетов YZ-8 и YZ-7 («Юньчжэнь-8 и -7» соответ­ственно) и пять многофункциональных разведчиков RC-35(36), созданных на базе самолета «Лирджет-35». В неболь­шом количестве (до восьми единиц) Китаю были поставлены и российские самолеты аэрокартографической разведки Ан-30.

Самолет ДРЛО KJ-2000Слабым местом ВВС Китая является малое количество современных самолетов ДРЛО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Для целей РЭБ имеется 10 самолетов Y-8D(на базе лицензионной копии Ан-12).

С недавнего времени в ВВС Китая исполь­зуются три самолета Ту-154Р, оснащенные специальной аппаратурой, включая РЛС с синтезированием апертуры антенны, по­добно американским самолетам Е-8С системы JSTARS.

В период с 2003 по 2007 год на воору­жение ВВС Китая поступило 8 самолетов ДРЛО и управления KJ-200 («Кунцзин-200») и KJ-2000 («Кунцзин-2000»). Оба образца созданы на базе транспортных самолетов «Юнь-8» и ИЛ-76МД соответственно. Конструктор­ские решения, легшие в основу «Кунцзин-2000», во многом сходны с теми, что взяты за основу при разработке россий­ского самолета ДРЛО и управления А-50, оборудованного многофункциональной импульсно-доплеровской надфюзеляжной РЛС. Применение этих машин на одном операционном направлении позволяет значительно повысить возможности по обнаружению воздушных целей, в том числе низколетящих и малозаметных.

Военно-транспортная авиация (ВТА) предназначена для выброски (высадки) воздушных десантов, перебросок войск, доставки боеприпасов и материальных средств, а также для эвакуации раненых. Кроме того, она осуществляет перевозки военно-политического руководства стра­ны. Пока что возможности ВТА Китая в современном вооруженном конфликте выглядят достаточно скромно. По сведениям Министерства обороны США, по состоянию на 2009 год Китай не мог обеспечить одновременную перевозку и десантирование с воздуха более, чем 5000 военнослужащих (при в 5-6 раз большей численности китайских ВДВ).

Всего в ВТА насчитывается около 296 самолетов различного типа. Из них 170 единиц составляют устаревшие самолеты Y-5 («Юнь-5» - копия Ан-2) с ограниченной (до 10 человек) десантовместимостью. Вместе с тем в составе ВТА имеется более 30 самолетов Y-8 («Юнь-8») и 18 Ил-76МД. Последние являются наиболее современными специ­ализированными военно-транспортными самолетами Китая, способными осущест­влять посадочное и парашютное десанти­рование войск и боевой техники.

Для перевозки высшего командного со­става НОАК, а также членов правительства в ВВС используется 17 Ту-154 и 15 Боингов 767 и 737.

Резервом ВТА является гражданская авиация КНР. В ее составе около 1200 пассажирских и грузовых самолетов. Граж­данская авиация располагает современны­ми машинами американского («Боинг») и западноевропейского («Эрбас») производ­ства; имеются также российские самолеты: Ил-86, Ту-154 и Ту-204 (с двигателями бри­танской фирмы «Роллс-Ройс»).

Заправка в воздухеКоличество самолетов-заправщиков в ВВС Китая явно недостаточное для проведения крупных операций за пределами страны. По состоянию на 2010 год насчитывалось всего 18 самолетов этого класса: 10 H-6U и 8 Ил-78М.

Что касается вертолетного парка, то в связи с образованием в 1986 году армей­ской авиации большинство машин было передано сухопутным войскам. Тем не менее для выполнения поисково-спасательных задач и перевозки малогабаритных грузов в китайских ВВС используются около 130 вертолетов, в основном Ми-8 и Z-6 («Чжи-6»).

Зенитные ракетные войска (ЗРВ) предназначены для уничтожения средств воздушного нападения противника на даль­них и ближних подступах к прикрываемым объектам. На них возлагаются следующие задачи: прикрытие от ударов с воздуха промышленных районов, администра­тивно-политических центров, военных и промышленных объектов и группировок войск; уничтожение пилотируемых и беспилотных средств воздушного на­падения и разведки противника, а также воздушных десантов в воздухе.

На вооружении ЗРВ находятся 110-120 ЗРК (дивизионов) HQ-2, -6, -7, -9 и -12 («Хунци-2, -6, -7, -9 и -12») и С-300ПМУ.

При этом около половины этого количества составляют ЗРК «Хунци-2» разработки 1960-х гг. (прототипом данно­го комплекса являлся ЗРК С-75 «Волхов»), которые в современ­ной войне имеют ограниченные возможности по уничтожению воздушных целей, особенно малозаметных и помехомаскированных.

Более совершенных ЗРК даль­него действия С-300ПМУ, С-300ПМУ-1 и -2, а также его нелицензионных вариантов «Хунци-9» и «Хунци-12» насчи­тывается в китайских ВВС 216 единиц. ЗРК «Хунци-9» предназначен для поражения самолетов ДРЛО и управления, а также РЭБ, являясь первой в мире боевой системой такого типа. О суще­ствовании этого комплекса стало известно в 1998 году.

Зенитная артиллерия (ЗА) предназначена для борьбы с воздушными целями на сред­них и малых высотах на ближ­них подступах к прикрываемым объектам. Состоящие на её во­оружении 100- и 85-мм орудия были поставлены из СССР или скопи­рованы с советских образцов. Авторитетное западное издание “The military balance” приводит чудовищную цифру в 16000 зенитных орудий, состоящих на вооружении Китая. В таком случае численность одних только орудийных расчетов должна составлять более 120 тыс. человек (расчет 100-мм советской пушки КС-19 – 7 человек), или 35-40% всего личного состава ВВС! «Зарубежное военное обозрение» говорит всего о 1000 орудиях, что представляется гораздо более правдоподобным. Возможно, «ЗВО» дает информацию только об артсистемах, в настоящее время состоящих на вооружении зенитных частей, в то время как “The military balance” располагает данными о запасах орудий, находящихся на складском хранении.

Радиотехнические войска (РТВ) предназначены для ведения радиолокационной разведки средств воздушного нападения противника и радиолокацион­ного обеспечения боевых дей­ствий истребительной авиации, зенитных ракетных войск и ЗА. В них насчитывается до 450 радиолокационных постов.

Группировка РТВ обеспечивает глубоко эшелонированное радиолокационное при­крытие на средних и больших высотах с многократным перекрытием зон обнаруже­ния. Эти войска оснащены преимуществен­но морально устаревшими двухкоординатными РЛС и высотомерами без средств ав­томатизации, а также имеют на вооружении современные РЛС западноевропейского и израильского производства. На их основе китайские специалисты освоили выпуск собственных трехкоординатных РЛС JV-8, JY-9 и JY-14. Зарубежные аналитики считают, что слабыми сторонами РТВ явля­ются ограниченные возможности по обна­ружению маловысотных воздушных целей, низкий уровень автоматизации процессов управления и передачи информации о воз­душной обстановке, уязвимость радиоло­кационных постов от ударов с воздуха и низкая помехозащищенность РЛС.

ВДВ КитаяВоздушно-десантные войска (ВДВ) НОАК организационно входят в состав ВВС, однако напрямую подчиняются Центральному военному совету КНР – высшему органу военного руководства страны, который принимает решение об их использовании. ВДВмогут решать следующие задачи: захват и удержание до подхода главных сил важных районов и объектов в тылу противника; нарушение системы управления войсками; уничтоже­ние средств ядерного нападения, органов и пунктов управления войсками противника; оказание поддержки морским десантам.

Командование НОАК рассмотривает ВДВ, во-первых, как силы быстрого реагирования, во втрых, как стратегический резерв для важных войсковых операций, в том числе наземно-воздушных и наземно-морских.

Численность ВДВ Китая, по разным оценкам, составляет от 24 до 30 тыс. чел. Все они сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), который включает 3 воздушно-десантных дивизии (43-я, 44-я и 45-я), а также разведывательный, инженерно-саперный и транспортный батальоны. Корпус имеет свою авиацию: полк легких военно-транспортных самолетов Y-5 (Ан-2) и полк десантно-транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17. Каждая воздушно десантная дивизия состоит из трех парашютно-десантных полков и одного артиллерийского. 

Вооружение кроме стрелкового оружия и противотанковых средств представлено новыми боевыми машинами десанта ZBD2000 (WZ-506), соз­данными по образцу БМД-2, а также артиллерийскими системами - 152-мм буксиру­емыми гаубицами (БГ) Тип «54», 122-мм буксируемыми гаубицами Тип «85», 107-мм 12-ствольными реактивными сис­темами залпового огня (облегченными вьючными Тип «63-1» и самоходными Тип «81»), 120- и 100-мм минометами, 105-мм безоткатными орудиями Тип «75», противотанковыми ракетными комплекса­ми HJ-8 («Хунцзянь-8») и переносными ЗРК HN-5A(«Хунъин-5 А»).

Дополнительную мобильность китайским ВДВ обеспечивают недавно принятые на вооружение легкие боевые багги «Ухань Линьюнь». Вся указанная выше техника может десантироваться парашютным и посадочным способом.

Как считают эксперты по китайским вооруженным силам, ВДВ могут участ­вовать в классических воздушно-десан­тных операциях, в том числе в условиях горно-лесистой местности, тропиков, на заснеженных и островных территориях. Каждый военнослужащий ВДВ, начиная с командира корпуса и кончая специалис­тами обеспечивающих и тыловых под­разделений, обязан совершать прыжки с парашютом с борта самолетов нескольких типов и на различную местность. Гораздо меньшими возможностями ВДВ обладают по участию в аэромобильных операциях, что объясняется нехваткой современных транспортно-десантных вертолетов.

Подготовка кадров. Летно-подъемный состав и наземные специалисты ВВС гото­вятся в нескольких летных и технических училищах, куда принимают выпускников средних школ и студентов гражданских вузов. Система летной подготовки отлича­ется национальной спецификой: сдавшие экзамены кандидаты в курсанты в течение двух лет обучаются на подготовительных курсах, осваивая пилотирование порш­невых учебно-тренировочных самолетов (УТС) CJ-6 («Чуцзяо-6»), являющихся китайским вариантом УТС Як-18А. При условии успешного окончания этих курсов курсанты зачисляются в летные училища.

Самолет CJ-6Срок обучения в училище составляет 2 года. В ходе него осваиваются учебно-боевые машины (общий налет составляет 280-300 ч). После окончания училища и получения первичного офицерского зва­ния лейтенанта («шао вэй») выпускники еще год осваивают в учебных авиачастях (центрах) конкретные типы летательных аппаратов в соответствии со специализа­цией по родам авиации.

Всего в китайских ВВС насчитывается 400 учебных самолетов CJ-6. В последние годы китайские инженеры значительно продвинулись вперед в об­ласти разработки реактивных учебных самолетов для основной и повышенной летной подготовки. В первом случае для этого используются самолеты JL-8 («Цзяолян-8»), во втором - JL-9 («Цзяолян-9»), которых насчитывается, в общей сложности, 50 штук. В ряде зарубежных публикаций приводится и другое название УТС «Цзяолян-8» - К-8 (при поставках на экспорт). В случае не­обходимости предусмотрена возможность использования этих самолетов в качестве легких штурмовиков и истребителей.

ВВС Китая располагают также 32 учебно-боевыми самолетами Су-27 УБК.

Как и ряд стран мира, КНР имеет элитную пилотажную группу ВВС, предназначен­ную для демонстрации полетов, - «1 Ав­густа». В настоящее время она выступает на истребителях «Цзянь-7ЕG».

Предельный возраст службы на долж­ностях летного состава истребительной авиации составляет 43-45 лет, бомбарди­ровочной - 48-50 и ВТА - 55.

Оперативная и боевая подготовка. Поддержание ВВС в постоянной боевой готовности наряду с совершенствованием выучки летного состава и наземного персо­нала обеспечивается интенсивной боевой подготовкой. Так, в бомбардировочной и штурмовой авиации отрабатываются по­леты на малых высотах с преодолением сильной ПВО противника, в истребительной — решение задач ПВО в сложных метеоусловиях во взаимодействии с наземными силами противовоздушной обороны (в частности, по отражению массирован­ных налетов авиации противника с при­менением средств РЭБ). ВВС располагают специальным учебным центром боевого применения в пустыне Гоби.

В китайских ВВС по образцу американских для имитации действий веро­ятного противника создан центр летной подготовки «Агрессор». В состав этой авиачасти входят истребители Су-27, причем китайские летчики пытаются отрабатывать тактику боя с ними на ис­требителях «Цзянь-7» и «Цзянь-8», хотя реальных шансов противостоять Су-27 у этих самолетов нет. Зарубежные спе­циалисты отмечают, что экипажи центра «Агрессор» выступают в роли российских и тайваньских летчиков (в последнем слу­чае Су-27 играют роль истребителей F-16 и «Мираж-2000» ВВС Тайваня).

Об уровне подготовки китайских во­енных летчиков можно судить по их годому налету - в среднем 80 ч у пило­тов бомбардировочной авиации, 150 ч у летчиков штурмовой авиации и до 200 ч у летчиков-истребителей, пилотирующих самолеты Су-27, Су-30, «Цзянь-10 и -11», что сопоставимо со средним ежегодным налетом пилотов истребительной авиации ВВС и ВМС США (до 215 ч).

Аэродромная сеть ВВС КитаяАэродромная сеть. Для базирования авиации создана аэродромная сеть, на­считывающая более 400 аэродромов, около 350 из которых с капитальным покрытием взлетно-посадочной полосы. Оперативная емкость аэродромной сети оценивается в 9 тыс. самолетов. Учитывая опыт вооруженных конфликтов в зоне Персидского залива, в стране осущест­влена широкомасштабная программа модернизации аэродромов и повышения их защищенности. Преобладающая часть аэродромов оборудована арочными укры­тиями для самолетов, созданы подземные хранилища боеприпасов и ГСМ. Имеются скальные укрытия для самолетов в горных районах. В основном проведена замена устаревшего аэродромного оборудования на современное, обеспечивающее полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью.

Перспективы развития. Командование НОАК уделяет пристальное внимание модернизации своих ВВС и с этой целью осуществляет комплекс мероприятий, рассчитанный на период до 2010 года.

Модернизация ВВС проходит опережа­ющими темпами по сравнению с другими видами вооруженных сил. Такой подход обусловлен преобладающими в мире и военном руководстве КНР взглядами на решающую роль авиационной мощи го­сударства в прогнозируемых конфликтах и войнах нового облика. Акцент в модер­низации ВВС сделан на кардинальное обновление всего парка боевых и обеспе­чивающих самолетов в целом, особенно тактической авиации, перевооружение боевых самолетов новыми ударными ра­кетными системами различных классов, электронными системами управления си­лами авиации и авиационным оружием.

Главной целью проводимых меропри­ятий является доведение боевого потен­циала ВВС до уровня, обеспечивающего надежное прикрытие страны от ракетно-авиационных ударов вероятных противни­ков, а также проведение воздушной насту­пательной, противовоздушной и воздушно-десантной операций в локальных войнах с применением высокоточных средств поражения на всех театрах военных действий при сосредоточении усилий прежде всего на Тайваньском направлении. С этой целью предполагается создать соответствующие группировки, а также развернуть интегри­рованные системы управления, разведки и тылового обеспечения.

В настоящее время Китай располагает крупными по численности и в целом боеспособными ВВС, сильными сторо­нами которых являются: наличие само­летов - носителей ядерного оружия; многочисленная авиация, особенно истребительная; спо­собность радиотехнических войск созда­вать сплошное радиолокационное поле на средних и больших высотах в приграничных районах

Отказавшись от количественного подхода к строительству ВВС, командование НОАК стремится за счет использования качественных па­раметров современного вооружения и его комплексного применения значительно расширить боевые возможности этого вида вооруженных сил, прежде всего по ведению воздушных боев, поражению наземных объектов, уничтожению само­летов и БЛА (в том числе малозаметных), крылатых и баллистических ракет, радиоэлектронному подавлению систем управления авиацией и средств ПВО противника, а также по транспортировке войск и техники.

При незначитель­ном увеличении боевого состава ВВС Китая за счет новых формирований разведки и РЭБ в последнее время происходило интенсивное сокращение парка боевой авиации путем снятия с во­оружения устаревшей техники. Кроме того, намечено создание новых родов войск (сил) ВВС: противоракетной обороны, информационного противоборства, ДРЛО и управления, а в перспективе - и космических войск.

(По статье полковника И.Волчарина, ЗВО №10-11/08; данным “The military balance”, 2010 год; материалам сети Интернет )

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha