05.07.2012     Военно-промышленный комплекс

Авиационная промышленность Ирана

Истребитель

Истребитель "Азарахш" ВВС Ирана, разработанный компанией IAMI на базе американского F-5E/F

Военно-политическое руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) придает большое значение развитию авиационной промышленности страны с целью поддержания необходимого уровня боеспособности национальных ВВС в условиях сохраняющегося эмбарго на поставки в страну вооружения и военной техники. В настоящее время на вооружении ВВС Ирана находятся в основном устаревшие образцы авиационной техники, главным образом западного производства, при этом значительная их часть небоеспособна по причине невозможности проведения полноценного технического обслуживания и ремонта из-за отсутствия необходимых запасных частей.

Эти обстоятельства в значительной мере обусловили активизацию развития научно-производственной базы авиационной промышленности Ирана, ранее игравшей вспомогательную роль в обеспечении потребностей ВС.

В 1966 году Высшим советом национальной безопасности Ирана (ВСНБ) было принято решение о создании при Министерстве обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) ИРИ «Организации авиационной промышленности Ирана - ОАПИ» (Iran Avialion Industries Organization - IAIO) с целью формирования тесных кооперационных связей между предприятиями отрасли, а также концентрации и рационального использования финансовых средств при реализации наиболее перспективных проектов. Приоритетными задачами ОАПИ являются:

  • выработка политики в области разработки, производства, переоборудования, модернизации и ремонта авиатехники на предприятиях отрасли;
  • осуществление планирования, контроля и управления деятельности производственных структур и научно-исследовательских учреждений авиационной отрасли;
  • совершенствование производственной базы авиационной промышленности путем освоения технологий серийного производства современных образцов авиатехники;
  • организация выпуска запчастей для авиатехники, состоящей на вооружении национальных ВС;
  • координация НИОКР в области создания ракетной и авиационной техники;
  • повышение научного потенциала профильных НИИ за счет активного использования передового зарубежного опыта, а также привлечения иностранных ученых и специалистов.

Организационно в структуру ОАПИ входят специализированные авиастроительные объединения, промышленные группы, предприятия и научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой, производством, модернизацией и ремонтом авиационной техники, а также выпуском комплектующих и запасных частей.

С учетом профиля имеющейся производственной базы авиационной отрасли Ирана, основу которой составляют сборочные и ремонтные предприятия, специализирующиеся главным образом на продлении ресурса авиационной техники, ранее поставленной западными производителями ВВТ, планируется их расширение и модернизация для последующей организации выпуска образцов собственного производства. Кроме того, в отрасли создаются новые предприятия. Конечной целью таких мероприятий является снижение до минимума зависимости от импортных поставок и создание собственной авиастроительной отрасли.

Вместе с тем развитие научно-технической базы авиастроения Ирана и обеспечение возможности создания современных образцов авиационной техники существенно сдерживаются международными санкциями.

В 2006 году в состав «Организации авиационной промышленности Ирана» были включены производственные мощности пяти ведущих компаний авиационной промышленности страны:

  • «Иран эркрафт индастриз» (Iran Aircraft Industries - IACI);
  • «Иран эркрафт мэньюфекчуринг индастриз» (Iran Aircraft Manufacturing Industries - IAMI);
  • «Иран хеликоптер саппорт энд риньювал компани» (Iran Helicopter Support & Renewal Company - IHSRC);
  • «Коде авиэйшн индастриз» (Qods (Ghods) Aviation Industries - QAI);
  • «Фаджр авиэйшн энд композите индастри» (Fajr Aviation & Composites Industry - АСІ).

«Иран эркрафт индастриз» (Iran Aircraft Industries - IACI, аббревиатура на фарси SAHA) является наиболее крупной и технически оснащенной составляющей авиационной промышленности страны. Производственная база компании расположена в Тегеране в районе авиабазы Мехрабад. Число занятых более 1 тыс. человек. IACI первой из иранских авиационных компаний получила международный сертификат ISO 9002.

На производственных мощностях этого предприятия выполняется основной объем работ по ремонту, модернизации и техническому обслуживанию самолетов и вертолетов, в том числе истребителей F-4 «Фантом», F-5 «Тайгер-2», F-14 «Томкэт» и транспортных самолетов F-27, С-130 и Боинг 707/747.

Здесь также проводится ремонт авиационных двигателей (J-79 для F-4; J-85 для F-5; Т-56, JT-3D для Боинг 707; JT-9D для Боинг 747; Т-400 для вертолетов AH-1J «Супер Кобра»; Т-53 для Белл 205 (Bell 205); T-55-11AD для СН-47 «Чинук»; LTC4B для Белл 214 и РТ6ТЗ для Белл 212).

Производство отдельных запасных частей к авиадвигателям налажено на предприятии, входящем в компанию IACI, «Мизапдиран Шахид Басир индастриз» (Mazandaran Shahid Basir Industries) в г. Баболь.

В 1960-х годах производственная и научно-исследовательская база компании была значительно усовершенствована. Наряду с проведением работ по ремонту и модернизации состоящих на вооружении образцов авиатехники было началось активное освоение производства комплектующих и двигателей.

В последние годы повышенное внимание уделяется совершенствованию базы по обслуживанию и ремонту техники российского (советского) производства: самолетов МиГ-29, Су-24МК, Су-25 и Ил-76, а также украинских Ан-74, приобретенных Ираном в 1998-2002 годах. Помимо организации капремонта на базе компании планируется создать условия для модернизации этих машин.

В работе над новыми проектами компании IACI активную роль играет входящий в ее состав «Авиационный исследовательский центр» (Aeronautical Research Center - ARC), созданный американскими специалистами для выполнения прикладных научно-исследовательских разработок в области технического обслуживания авиатехники на Ближнем Востоке.

ARC оснащен современной измерительной аппаратурой и высокотехнологичным производственным оборудованием. Научно-производственная база центра представлена лабораториями по тестированию и ремонту пневмо- и гидросистем и оборудования, ремонту и восстановлению топливных систем для различных типов авиатехники, проведению вакуумной термообработки и покраски, ремонту бортового электрооборудования, нанесению металлизированных покрытий и использованию композиционных материалов (КМ).

Производственные возможности центра позволяют проводить испытания около 20 типов авиационных двигателей, в том числе установленных на самолетах Боинг 727 и 737, «Эрбас» (Airbus) и «Джет Стар» {Jet Star).

Другой крупной компанией является «Иран эркрафт мэныофекчуринг индастриз» (Iran Aircraft Manufacturing Industries - IAMI, аббревиатура на фарси HESA), основные производственные мощности которой расположены в г. Шахин-Шахр в 30 км северо-западнее г. Исфаган. Создание предприятия началось в 1975 году при участии американской компании «Белл хеликоптер текстрон» (Bell Helicopter Textron), которая планировала наладить выпуск вертолетов Белл 214. Однако после исламской революции 1979 года работы по проекту были прекращены. В 1989 году на базе данного предприятия в стране удалось наладить ремонт и модернизацию американских истребителей F-5, с 1993-го - вертолетов АН-l «Кобра», а с 1996 года и производство поршневых авиационных двигателей.

В последние годы внимание компании IAMI сосредоточено на разработке и производстве собственных военных и гражданских самолетов. Основными программами в этой области являются разработка истребителя «Азарахш» (Azarahsh), разработка и освоение серийного производства реактивного учебно-тренировочного самолета «Шахбаз» (Shahbaz), а также двухместного одномоторного поршневого УТС «Парасту» (Parastu).

Истребитель «Азарахш» разработан иранской компанией IAMI на базе американского F-5E/F «Тайгер-2» в рамках программы «Зенит» (Owaz). Самолеты поставлялись Ирану из США до 1978 года, и до сих пор около 50 машин состоят на вооружении ВВС Ирана. В настоящее время прошли испытания четыре опытных образца и ведутся работы по освоению серийного производства самолета. Однако, по оценке западных военных экспертов, может быть выпущено не более 30 таких машин.

Истребитель

Истребитель "Саеге", созданный путем модернизации самолета "Азарахш"

Вместе с тем на базе «Азарахш» в результате дальнейшей модернизации будет создан истребитель «Caeгe» (Saeghe), известный также как «Саегех-80» (Saegheh-80). Самолет разрабатывается компанией IAMI в сотрудничестве со специалистами министерства обороны Ирана, представителями ВВС, других компаний и НИИ. Наиболее активное участие в работе над проектом принял университет ВВС Шахид Саттари (Shahid SaUari Air Force University, он же Shahid SaUari Academy for Air Sciences and Technology).

Еще одним вариантом модернизации американского F-5, находящегося на вооружении иранских ВВС, является программа разработки реактивного двухместного учебно-боевого самолета «Шафак» (Shafagh, или Shafaq). Работы ведутся в Тегеранском авиационном институте (Aviation University Complex - AUC) при технологическом университете «Малек-Аштар» (Malek-Ashlar University of Technology).

В рамках программы предусматривается создание трех вариантов самолета: двухместного учебно-боевого самолета, двух- и одноместного штурмовика. В конструкции самолета активно используются композиционные материалы.

Для удовлетворения потребности ВВС Ирана в двухместных реактивных учебно-тренировочных самолетах на предприятии компании IAMI также реализуется программа «Симорг» (Simorgh), предусматривающая переоборудование имеющихся одноместных истребителей F-5A в двухместные.

Важным направлением деятельности IAMI стало лицензионное производство двухдвигательного турбовинтового транспортного самолета ИрАн-140 «Фараз» (Faraz) на предприятии в г. Исфахан. В соответствии с соглашением, подписанным с Украиной в 1997 году, на начальном этапе предусматривается сборка самолетов из комплектов, выпускаемых украинскими предприятиями, в дальнейшем большая доля узлов и деталей будет изготавливаться в стране по украинской лицензии. ИрАн-140 является одним из немногих действительно международных проектов Ирана. Комплектующие для него поставляют предприятия России, Украины и других стран.

Первая партия самолетов ИрАн-140 из 80 единиц предназначена в основном для внутреннего рынка Ирана. В дальнейшем также планируется их производство на экспорт, в частности для стран СНГ и ведущих торговых партнеров Ирана - Сирии, Судана, ОАЭ и КНДР. В 2010 году было построено 10 самолетов ИрАн-140. Общий объем их выпуска может достичь 140 единиц {до 13 единиц в год).

Транспортно-пассажирский самолет ИрАН-140

Транспортно-пассажирский самолет ИрАН-140 "Фараз"

По оценкам иранских специалистов, реализация программы производства самолета ИрАн-140 позволит решить одновременно несколько задач. Во-первых, удовлетворить потребности вооруженных сил страны в транспортных и самолетах специального назначения. Во-вторых, организовать и освоить на предприятиях отрасли высокотехнологичное производство авиатехники и существенно повысить квалификацию инженерно-технического персонала. В-третьих, расширить возможности по привлечению зарубежных производителей авиационной техники для организации сборочного или совместного производства в Иране.

В настоящее время работы по ремонту Ан-140 проводятся на основной площадке компании в г. Исфахан. Еще две базы (расположенные в Тегеране и Гортане) используются для выполнения линейного обслуживания этих самолетов. Кроме того, освоен ремонт транспортных самолетов Ан-74.

В перспективе планируется создание военного варианта ИрАн-140. В качестве тактического транспортного самолета с рампой и грузоподъемностью 6 т рассматривается вариант ИрАн-140Т, а поисково-спасательного, патрульного самолета и самолета ДРЛО - вариант ИрАн-140МР. Эти работы ведутся в авиационном конструкторском центре компании ІАМІ (Aeronautical Design Center ІАМI).

В рамках проекта в 1997 году было подписано соглашение по лицензионному производству турбовинтовых двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1, предназначенных для самолетов ИрАн-140. Их выпуск налажен в Тегеране на предприятии компании «Тебин энджин мэныофекчуринг» (Turbine Engine Manufacturing-ТЕМ), которая является самостоятельным производственным подразделением в структуре компании IACI и специализируется на выпуске компонентов и сборке двигателей. В рамках соглашения на начальном этапе осуществляется сборка из импортных комплектов. Одновременно ведется подготовка к организации собственного производства двигателей. Пока одной из современных разработок фирмы ТЕМ является малогабаритный турбореактивный двигатель «Толу» (Toloue-4) для управляемых ракет, серийно выпускаемых с 2005 года.

Компания IAMI также ведет НИОКР по созданию вертолетной техники. Разработкой нескольких вариантов легкого многоцелевого вертолета «Шахид» (Shahed) занимается «Исфаханский научно-исследовательский авиационный центр» (Shahed Aviation Industries Research Center). Первым в данной серии является легкий разведывательный вертолет «Шахид-278» (Shahed-278). Летные испытания машины проводятся с 2005 года.

Наряду с ремонтом, модернизацией, переоборудованием самолетов и вертолетов в последние годы IAMI активно развивает производство БЛА «Абабиль-1» (Ababil-1) и «Абабиль-2 (Ababil-2).

Еще одной компанией, имеющей статус дочернего предприятия IAMI, является «Коде авиэйшн индастриз» (Qods Aviation Industries - QAI), образованная в 1985 году в Тегеране. Она занимается разработкой, производством и модернизацией БЛА. Первые опытные образцы были созданы в конце 1980-х годов и применялись в качестве воздушных мишеней для подготовки летного состава и боевых расчетов комплексов ПВО. С 1996 года компания выпускает многофункциональные БЛА-мишени, предназначенные для решения задач разведки, наблюдения, контроля за результатом огневого поражения и РЭБ.

Расширение производства БЛА сдерживается отсутствием современных турбореактивных двигателей, оптико-электронных средств разведки и сокращением поставок композиционных материалов из западных стран.

Кроме    выпуска    БЛА компания «Коде авиэйшн индастриз» занимается ремонтом и обслуживанием навигационных систем, систем связи и БРЭО. В перспективе планируется организация производства противокорабельных и крылатых ракет.

Производственные мощности QAI расположены в г. Тегеран. Число занятых – около 400 человек.

Наряду с разработкой и производством самолетов большое внимание ОАПИ уделяет вертолетной технике. Основным профильным предприятием в этой области является «Иран геликоптер саппорт энд риньювал компани» (Iran Helicopter Support & Renewal Company - IHSRC). IHSRC возникла на базе комплексного регионального центра по ремонту вертолетов западного производства, созданного в 70-х годах с помощью США и Италии.

На предприятии этой компании налажены техническое обслуживание и ремонт более десяти различных типов вертолетов западного производства, состоящих на вооружении ВС и эксплуатируемых другими министерствами и ведомствами Ирана.

IHSRC располагает цехами по ремонту двигателей, трансмиссии, радиоэлектронного оборудования, навигационной аппаратуры и гироскопов, а также по сборке корпусов вертолетов.

Производственные мощности компании, сосредоточенные в основном в районе авиабазы Мехрабад (г. Тегеран), позволяют ежемесячно выполнять один-два капитальных и три-четыре средних ремонта вертолетов различного типа. Кроме того, освоено производство широкого перечня запасных частей и комплектующих, за исключением деталей двигателей и трансмиссии.

Эта же компания занимается ремонтом и модернизацией различных моделей вертолетов Белл (205, 206, 212, 214, 412). С 2007 года запущена в эксплуатацию линия для проведения текущего и среднего ремонта российских вертолетов Ми-171.

Многоцелевой вертолет

Многоцелевой вертолет "Шабавиз" 2-75 на базе американского "Белл-205"

Помимо ремонта и модернизации вертолетной техники в Иране прилагаются значительные усилия по созданию вертолетов на базе имеющегося парка авиатехники западного производства. Так, на предприятиях компании IHSRC с 2000 года выпускаются вертолеты «ПАНХА 2091» (PANHA), которые разрабатываются на базе американского вертолета Белл AH-1J «Супер Кобра». Американские вертолеты Белл 205 и 206 взяты за основу производства вертолетов «ПАНХА Шабавиз 2-75» (PANHA Shabaviz 2-75) и «ПАНХА Шабавиз 2061» (PANHA Shabaviz 2061). Производственные мощности предприятия позволяют выпускать их в количестве до 20 единиц в год.

К числу разработок компании относится также легкий двухместный вертолет «Санджакак» (Sanjaqak). Основное его предназначение - обучение летного состава.

В целом по своим производственным возможностям IHSRC входит в число крупнейших центров технического обслуживания, ремонта и модернизации вертолетов производства западных компаний в Ближневосточном регионе.

Специализацией компании «Фаджр авиэйшн энд композите индастри» (Fajr Aviation & Composites Industry -АСІ), расположенной в г. Шираз, является разработка и производство легких самолетов с использованием композитных материалов. В частности, с 2001 года начато производство четырехместного поршневого УТС «Фаджр Ф-3» (Fajr F-3). Основой для его создания стал закупленный в Швейцарии турбовинтовой самолет РС-7. Исходя из потребностей ВВС предполагается выпустить 400 машин.

Основным профилем компании «Шахид Басир индастри» (Shahid Basir Industry), также входящей в ОАПИ, с конца 1980-х годов является производство запасных частей и комплектующих для авиатехники.

Наряду с предприятиями, находящимися в структуре ОАПИ, структурно авиационная промышленность Ирана включает ряд отдельных компаний и промышленных комплексов. К их числу относится, в частности, научно-производственный комплекс ВВС ИРИ (Owj Industrial Complex - OIC), который был сформирован в 1987 году с целью создания новых образцов истребителей, штурмовиков, учебно-тренировочных и транспортных самолетов, а также производства запасных частей и проведения ремонта и технического обслуживания самолетного парка ВВС Ирана. Так, специалистами OIC разработан двухместный реактивный однодвигательный УТС «Тазарв» (JT2-2Tazarv), который может применяться также в качестве легкого штурмовика. Силовая установка состоит из одного ТРД, созданного на базе двигателя «Дженерал электрик» J85-13 (для истребителей F-5). Для снижения массы в конструкции планера «Тазарв» широко использованы композиционные материалы. Специалистами OIC также разработан УТС «Тандар» (Tandar или Tondar).

Созданием легких самолетов и разработкой технологий использования КМ с конца 1980-х годов занимается «Дорна компани» (H.F.Dorna Company - Aeronautical Scientific/Technical Complex). В настоящее время ею разработан и серийно производится легкий двухместный турбовинтовой УТС «Блю Бёрд» (Dorna D139-PT1 Blue Bird). Кроме того, налажен выпуск малых 12- и 19-местных транспортных самолетов. Предприятие компании находится в Тегеране. Число занятых около 80 человек.

С целью развития научно-исследовательской и производственной базы гражданского сектора авиастроения с учетом передового опыта иранских авиационных специалистов и производственных программ совместно с ведущими авиапроизводителями холдинговой компанией «Иран индастриал девелопмент риовейшн организейшн» (Iran Industrial Development and Renovation Organization - IDRO) и Министерством промышленности и шахт ИРИ в 1993 году была учреждена компания «Авиэйшн индастриз оф Иран» (Aviation Industries оf Iran - A.I.I.).

Результатами реализации совместных программ АI.I. с зарубежными компаниями стали:

  • легкий 19-местный самолет для внутренних авиалиний AVA-303 (самолет М18-В «Дромадер» (Dromader) польской компании PZL);
  • двухместный легкий самолет AVA-202 (JAR-VLA);
  • легкие вертолеты AVA-606 и AVA-505;
  • планер AVA-101 (JAR-22).

Производственные мощности фирмы А.I.I. расположены в Тегеране.

Переоборудованием и модернизацией вертолетов занимается также компания «Сейедо шохада» (Seyedo Shohada). В 1990-х годах на базе американского Белл 206А (Bell 206A JetRanger) ее специалисты создали легкий ударный вертолет «Зафар-300» (Zafar-ЗОО). В его конструкции изменена конфигурация кабины пилотов с учетом тандемного размещения экипажа из двух человек.

Кроме предприятий специализированных компаний мощности по ремонту и модернизации авиационной техники имеются в составе отдельных технико-эксплуатационных частей (ТЭЧ), функционирующих в структуре тыла ВВС Ирана при каждой базе ВВС. Из них наиболее развитой инфраструктурой обладает Комплекс по ремонту авиационной техники авиабазы «Мехрабад» (западная часть Тегерана), созданный в 1970-е годы при техническом содействии американской компании «Нортроп констракшн» (Northrop Construction). Число занятых в производстве составляет свыше 1,5 тыс. человек. Комплекс позволяет производить ремонт авиационного оборудования и шасси самолетов. Кроме этого, в рамках программы модернизации авиационной техники национальных ВВС на боевые самолеты устанавливается современное радиоэлектронное оборудование и вооружение национального производства. В частности, самолеты F-4, F-5 и F-14 оборудуются усовершенствованными РЛС и ракетным вооружением.

Вместе с тем функционирование комплекса осложняется нехваткой запчастей, значительным износом производственного оборудования и недостаточно высокой квалификацией инженерно-технического состава всех уровней.

Большое внимание руководство Ирана уделяет проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В стране создана комплексная система государственных организаций, учреждений и институтов, задействованных в планировании, проведении и обеспечении военных НИОКР.

Основным органом, координирующим деятельность военных и гражданских структур в области НИОКР, является комитет по научно-техническому сотрудничеству (КНТС) при президенте ИРИ. Применительно к военным НИОКР на комитет возложены функции подготовки и представления на рассмотрение высшего руководства страны предложений по ключевым направлениям военного производства (в частности, в области ракетостроения, реализации космических программ, лицензионного производства в стране современных образцов ВВТ).

Разработка предложений осуществляется с привлечением экспертов ГШ ВС ИРИ, главных командований (ГК) Армии и Корпуса «стражей исламской революции» (КСИР), МО и поддержки вооруженных сил Ирана, Организаций оборонной, электронной, аэрокосмической и других отраслей промышленности, заинтересованных министерств и ведомств.

В соответствии с законом, МОПВС в рамках стратегических концепций развития вооруженных сил, определяемых ГШ ВС, организует и координирует НИОКР, проводимые в интересах ВС.

Кроме того, МО ИРИ самостоятельно или через центральный аппарат Организаций оборонной, авиационной, аэрокосмической и электронной промышленности и во взаимодействии со штабами видов ВС, ГК Армии и КСИР, ГШ ВС решает вопросы финансового, кадрового и материально-технического обеспечения НИОКР.

В случае необходимости МОПВС через свои структурные подразделения осуществляет поиск и устанавливает контакты с иностранными партнерами в целях приобретения необходимых технологий, комплектующих изделий, сырья и материалов, организует командировки иностранных ученых и специалистов в Иран, а также направляет национальные научно-технические кадры для обучения за рубежом.

Параллельно с этим МОПВС ИРИ проводит предварительное технико-экономическое и валютно-финансовое обоснование намечаемых программ с привлечением специалистов планово-бюджетной организации, Центрального банка Ирана, министерства экономики и финансов и т. д. После утверждения предложений в правительстве ИРИ и подготовки соответствующего распоряжения начинается этап практической реализации проекта, при этом КНТС выполняет контролирующую функцию.

В качестве главных задач в сфере военных НИОКР были определены:

  • активизация проводимых мероприятий за счет расширения сотрудничества со странами, обладающими передовыми технологиями;
  • снижение зависимости страны от закупок за рубежом ВВТ;
  • создание значительного научно-производственного потенциала в военной области, в том числе путем подготовки иранских специалистов в иностранных вузах.

Непосредственное выполнение программы военных НИОКР возложено на научно-исследовательские центры и предприятия ВПК ИРИ. В соответствии с поставленными целями на их базе проводятся также работы в интересах конкретного вида ВС по созданию новых образцов, модернизации имеющегося вооружения, освоению технологий ремонта зарубежной техники и т. д.

Целевые заказы на выполнение НИОКР по различным аспектам реализуемых программ размещаются в специализированных университетах и центрах МОПВС, таких как технологический университет «Малек Аштар», НИИ оборонных технологий и ряд других.

В последнее время резко выросла роль государственного заказа на НИОКР в гражданских университетах. Среди них такие ведущие высшие учебные заведения страны, как Политехнический университет «Амир Кабир», Научно-технический университет, Технологический университет им. Toy Си.

В государственном бюджете расходы на НИОКР в интересах ВС Ирана распределены между различными военными и гражданскими ведомствами. По оценкам иранских экспертов, ежегодное финансирование таких работ только по ракетостроительной тематике составляет 100-150 млн долларов.

В области авиастроения реализуется комплексная программа НИОКР, основными исполнителями которой являются:

  • Управление НИОКР и самообеспечения военно-воздушных сил главного командования Армии ВС ИРИ;
  • Управление НИОКР и самообеспечения военно-воздушных сил ГК КСИР ВС ИРИ;
  • Управление НИОКР и самообеспечения видов вооруженных сил МО и поддержки вооруженных сил (МОПВС) Ирана.

В целом сложившаяся структура государственных и военных органов позволяет решать задачи планирования и практической реализации НИОКР в интересах вооруженных сил ИРИ. Вместе с тем эта система имеет ряд серьезных недостатков административного и управленческого характера, негативно влияющих на эффективность данной работы:

  • необоснованное наличие структур, выполняющих дублирующие и параллельные функции на различных уровнях НИОКР;
  • существующий разветвленный бюрократический аппарат, снижающий оперативность в принятии решений;
  • лоббирование различных программ НИОКР со стороны руководящих органов, зачастую из конъюнктурных соображений;
  • отстаивание ведомственных интересов в ущерб общему результату (например, конкуренция между Армией и КСИР при распределении программ НИОКР, их финансировании и т. д.).

Следует отметить, что в настоящее время для военно-промышленного комплекса страны характерна стабильная тенденция к большей централизации и координации НИОКР, проводимых в интересах вооруженных сил.

В целом военно-промышленная политика, последовательно проводимая руководством Ирана, в значительной мере способствует формированию научно-технической базы авиационной промышленности. Несмотря на то что ее основу составляют предприятия, занятые переоборудованием, модернизацией и ремонтом авиационной техники, они способны выпускать современное авиационное электронное оборудование, системы управления для авиатехники, два типа двигателей, элементы фюзеляжа.

В условиях действия эмбарго, в том числе на поставки запасных частей к самолетам боевой и транспортной авиации западного производства, состоящим на вооружении ВВС страны, иранским специалистам частично удалось наладить их собственное производство. При этом по отдельным видам техники достигнут почти 90-процентный показатель.

Этому во многом способствует широко развитая на иранских предприятиях так называемая система обратного проектирования, то есть воссоздание конструкторской, технологической и контрольной документации по образцу детали или узла, взятому с эксплуатирующейся авиатехники. Несмотря на экстенсивный характер подобного метода проектирования, он способствует накоплению у иранских специалистов большого опыта конструкторских работ.

Для значительного увеличения объемов производства авиационной техники и ее компонентов иранская промышленность ИРИ располагает достаточными резервными производственными площадями. Кроме того, в последнее десятилетие стране удалось закупить большое количество сложного высокотехнологичного оборудования, а также аппаратуры европейского и китайского производства. Высокий уровень оснащенности современным оборудованием многих иранских предприятий в сочетании с передовыми технологиями позволяет осуществлять выпуск высококачественной продукции.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по развитию национальной авиационной промышленности, научно-производственная база отрасли пока не в состоянии обеспечить потребности национальных ВС Ирана в современных видах авиатехники и в основном ограничивается переоборудованием, модернизацией и ремонтом имеющейся иностранной авиатехники. Кроме того, сохраняющийся острый дефицит отдельных категорий запасных частей и продукции производственного назначения препятствует бесперебойному функционированию большинства предприятий и, в свою очередь, существенно ограничивает возможности проведения полноценного ремонта и модернизации авиатехники.

В сфере производства актуальными остаются проблемы организационного и технического характера (в том числе слабая система обеспечения качества продукции и сертификации на выпуск компонентов авиационной техники; отсутствие устойчивой научной и производственной кооперации с зарубежными партнерами по перспективным видам ВВТ; дефицит отдельных видов специального оборудования и др.).

В сложившейся ситуации создание полного цикла производства образцов ВВТ возможно для Ирана только при активном использовании передовых зарубежных технологий в области разработки и выпуска современной авиационной техники. Поэтому, скорее всего, страна в перспективе сохранит повышенную заинтересованность в их получении путем приобретения соответствующих лицензий или организации совместных предприятий с иностранными компаниями. При этом очевидно, что характер международной обстановки вокруг ИРИ препятствует широкому выбору партнеров в сфере военно-технического сотрудничества.

Таким образом, авиационная промышленность Ирана все еще находится на этапе формирования. Основным профилем предприятий отрасли является переоборудование, модернизация и ремонт авиатехники. Создание собственных образцов затруднено в связи с невозможностью обеспечения полного цикла производства. С целью максимального удовлетворения потребностей национальных ВС в собственной авиационной технике военно-политическое руководство страны сосредоточивает основные усилия на расширении возможностей научно-исследовательской и производственной базы предприятий отрасли. В связи с этим проводятся мероприятия по реорганизации отрасли, модернизации и переоснащению ее предприятий, повышению научного потенциала профильных НИИ за счет активного использования передового зарубежного опыта. Особое внимание уделяется приобретению за рубежом в обход действующих санкций технологий военного и двойного назначения, современного оборудования, высококачественного сырья и материалов. Однако в обозримой перспективе темпы развития и совершенствования авиационной промышленности Ирана, в том числе выпуск авиатехники собственного производства, будут зависеть от действующего в отношении этой страны оружейного эмбарго.

(Капитан А.Максимович, «Зарубежное военное обозрение»)

Факт

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha