08.10.2014     Боевые операции

Операция "Орлиный коготь"

25 апреля 1980 года в Тегеране беснующаяся толпа религиоз­ных фанатиков выбросила на площадь перед посольством США под прицелы телекамер журналистов восемь трупов американских военнослужащих: петь летчиков ВВС и три летчика авиации морской пехоты США. Позже по всем телеканалам ми­ра были показаны обломки самолета и вертолета, а также три целых вертолета RH-53D «Си Стеллион», которые навечно ос­тались в иранской пустыне. Так закончилась попытка антитеррористнческой группы «Дельта» освободить 54 заложника, за­хваченных 4 ноября 1979 года в американском посольстве иран­скими революционными гвар­дейцами с решительного благо­словения аятоллы Хомейни.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ: ОТРЯД «ДЕЛЬТА»

История «Дельты» начинается с 60-х годов, когда командование американских «зеленых беретов» заключило договор с английской САС (три отдельных полка специальной авиационной службы САС составляли основу сил специальных опе­раций Великобритании) о взаимном обме­не людьми. Первым из американцев по­ехал в Англию командир 7-й группы «зеленых беретов» полковник Эдвардс, на следующий год туда отправился капитан Чарльз Бэквит. В июле 1962 года он при­был в 22-й полк САС, где на себе испытал всю сложную систему отбора и подготовки личного состава, разработанную англича­нами 21 год назад и усовершенствованную в последующем.

Первое открытие, которое сделал Бэк­вит, было таким: право носить берет с эмблемой САС необходимо заработать, пролив немало пота и крови. Достаточно сказать, что только проверочные испыта­ния в полку САС разделены на пять эта­пов и занимают полгода.

Вернувшись в 1963 году из Англии, Бэквит начал убеждать свое руководство в необходимости создания спецподразделе­ния, аналогичного САС. Командование откликнулось на предложение Бэквита. Был создан небольшой отряд, получив­ший кодовое название «Голубой свет». Сам же «идейный организатор и вдохновитель» оказался во Вьетнаме, где ему раз­решили сформировать отряд по образцу САС. Группа Бэквита тела название “D”. Она успешно участвовала во многих опе­рациях против вьетконговцев. Во Вьетна­ме Бэквит был ранен в живот, трижды па­дал в подбитых вертолетах, однако уцелел. 21 ноября 1970 года Бэквит участвовал в операции с целью освобождения пленных американцев из лагеря Сан Пай под Ха­ноем. Операция была разыграна как по нотам, но пленных в лагере не оказалось.

Закончился Вьетнам, и началась эра международного терроризма. Все это вре­мя Бэквита не покидала мысль о создании американского аналога САС. Новый тол­чок идея Бэквита получила после успеш­ной операции, проведенной немецкой группой ГСГ-9 по освобождению самолета компании «Люфтганза» в Могадишо. Не желая отставать от Германии, Белый дом дал антитеррористической борьбе зеленый свет. Бэквит начал создавать спецподраз­деление, которое, в память о своем под­разделении времен вьетнамской войны, назвал «Дельтой».

Два года ушло на формирование и подготовку «Дельты» Она оказалась ко­пией английской САС с поправкой на Со­единенные Штаты. В основном американ­цев готовили эксперты САС, передавая им опыт в борьбе с терроризмом, И вот когда «Дельта» встала на ноги, пришло известие: посольство США в Иране захва­чено, и пятьдесят четыре сотрудника гос­департамента США попали в заложники.

 

«ГОРШОК РИСА»

С этого момента началась подготовка к операции по освобождению заложни­ков. По приказу председателя комитета начальников штабов генерала Девида Джоунса была создана временная обще­войсковая тактическая группа из предста­вителей армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США. Этап планирова­ния и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименова­ние «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана - «Орлиный коготь». Командующим группой был назначен ге­нерал-майор Джеймс Вот, его заместите­лем по авиационным вопросам – генерал-майор ВВС Филипп Гаст. Непосредственно разработкой операции занимались пол­ковник Бэквит и полковник ВВС Кайл. Оба они имели богатый опыт планирова­ния: спецопераций, но в силу сложивших­ся обстоятельств не могли противостоять указаниям генералов Вота и Гаста, кото­рые зачастую высказывали неверное суж­дение или соглашались с сомнительными рекомендациями.

 

ПЛАН ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»

План освобождения заложников со­стоял в следующем: два эскадрона «Дель­ты» и рота рейнджеров на трех самолетах С-130 «Геркулес» с приданными самоле­тами-заправщиками должны были призе­млиться в пункте «Пустыня-1», который находился примерно в 370 км юго-восточ­нее Тегерана. Туда же должны были при­лететь восемь вертолетов RH-53D «Си Стеллион», которые базировались на авианосце «Нимитц», находящемся в Персидском заливе. Разница между посадками самолетов и вертолетов должна была со­ставлять 30 минут. После высадки «Дель­ты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, а вертолеты – доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие вблизи Тегерана, до которого бы­ло два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия «Дельты», и в течение всего следующего дня оставать­ся там под маскировочными сетями.

Схема операции

Схема операции "Орлиный коготь"

Вечером 25 апреля оперработникам ЦРУ, заблаговременно заброшенным в Иран, предстояло на шести грузовиках до­ставить «Дельту» к посольству США. Бли­же к полуночи группа должна была штур­мовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, ликвидировать охрану и освобо­дить заложников. Затем планировалось вызвать вертолеты и либо с территории посольства, либо с расположенного по со­седству футбольного поля эвакуироваться. С воздуха эвакуацию должны были под­держивать два самолета огневой поддерж­ки AC-130H.

Ранним утром 26 апреля вертолеты, пролетев 65 км на юг, приземлились бы на аэродроме Манзарийе, который к тому времени контролировала рота рейнджеров. Оттуда заложников предполагалось доставить в США на двух реактивных са­молетах С-141, а рейнджеры должны были возвратиться на самолетах С-130.

Все оперативное обеспечение опера­ции было поручено Центральному разведуправлению. Подбор площадок приземле­ния, обеспечение транспортом, маршруты движения по городу – все эти вопросы от­рабатывали сотрудники ЦРУ и доводили до участников операции.

 

ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ

Во Флориде был построен полномас­штабный макет посольского комплекса в Тегеране, и «Дельта» приступила к трени­ровкам. Тут-то и обнаружилось, что в предлагаемом плане многое не учтено. К примеру, мог дать сбой один из важных элементов тактической труппы – вертолетчик. Дело в том, что командование ВМС настояло, чтобы в операции участвовали летчики ВМС (мотивация – армейские вертолеты, не имеющие складывающихся лопастей, не смогут разместиться на авиа­носце), и выделило для операции экипажи вертолетов – морских тральщиков. В ходе тренировок выяснилось, что летные экипажи не хотят учиться ночным и «сле­пым» полетам и не горят желанием участ­вовать в спасении заложников). С боль­шим трудом Бзквиту удалось заменить летчиков ВМС на летчиков морской пе­хоты США. Дело сдвинулось. Всего «Дельта» провела 79 ночных тренировок по освобождению заложников, Бэквит был более-менее спокоен, но до конца не до­верял экипажам вертолетов, считая, что они могут подвести.

 

«ЗАКОН МЭРФИ»

И вот после многочисленных согласо­ваний и доработок тактическая группа была готова приступить к спасению заложников. 20 апреля «Дельта» и рейнджеры на «Геркулесах» перемести­лись на Вади-Кена, удаленный аэродром в Египте. Вертолеты перебазировались на «Нимитц», 24 апреля группа сосредоточи­лась в районе острова Масира. Через три часа после прибытия на Масиру была получена окончательная команда «Вперед». И тут вступил в силу «закон Мэрфи», или, говоря по-русски, «закон бутерброда». Вертолеты, взлетевшие с «Нимитца», столкнулись с феноменом погоды, известным в Иране под названием «хабуб», - поднявшимися в воздух мелкими частица­ми пыли. Видимость уменьшилась до ну­ля. Два из восьми вертолетов сбились с курса и вернулись на авианосец.

Второй «приятный» сюрприз ожидал Бэквита, «Дельту» и рейнджеров на пло­щадке * «Пустыня-1». Площадка, подготов­ленная оперативниками ЦРУ, находилась рядом с оживленным шоссе, и американ­цы были поражены огромным количест­вом транспорта, движущегося прямо пе­ред приземлившимся самолетом. Вдобавок почти всех рейнджеров, которые должны были охранять периметр, рвало от тряски в воздухе. Только двое были в состоянии управлять мотоциклами и, подъехав к шоссе, сумели остановить автобус, взяв его пассажиров и водителя в плен,

В двигавшийся за автобусом грузовик рейнджеры сначала выстрелили из автома­та, а после запустили гранату из подствольного гранатомета. В ночное небо взметнулся столб пламени. Оказывается, они подстрелили бензовоз. Следующий за грузовиком микроавтобус развернулся, по­добрал водителя бензовоза и понесся прочь. Один из рейнджеров на мотоцикле пытался догнать его, но вскоре прекратил преследование и вернулся назад. Догнать микроавтобус было невозможно.

 

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

Останки заправщика C-130 после взрыва

Останки заправщика C-130 после взрыва

С опозданием на пятьдесят минут прибыли оставшиеся шесть вертолетов. И сразу же командир вертолетчиков посове­товал Бэквиту «отменить спасение залож­ников». Бэквит встал перед проблемой: продолжать операцию или нет. Все верто­леты забиты под завязку так, что места для заложников не было. Но если оставить часть штурмовой команды, хватит ли сил освободить заложников? И потом еще вы­вести и эвакуировать на вертолетах пять­десят четыре человека? А если еще один или два вертоле­та откажут?

Но пока Бэквит ломал голову, за него все ре­шил Его Величе­ство Случай. После дозаправ­ки от С-130 один из «Морских коньков», манев­рируя в подня­том ротором пылевом облаке, за­дел лопастями самолет-заправщик. Брызнули искры, и в следу­ющее мгновение раздался колос­сальной силы взрыв. После этого стало яс­но, что операция провалилась, и Бэквит отдал приказ об аварийной эвакуации. В состоянии, близком к панике, «Дельта», рейнджеры и остальные погрузились на «Геркулесы» и два «Морских конька». Иранцам остались сгоревшие С-130 и RH-53D с трупами экипажей и три целых вер­толета, якобы поврежденных при взрыве самолета-заправщика. На борту целых RH-53D «Си Стеллион» остались секрет­ные документы, относящиеся к операции «Орлиный коготь». Провалив операцию, Бэквит не смог выполнить личную прось­бу президента США Джимми Картера: «Привезите назад все тела погибших аме­риканцев...!»

 

ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»

В западной прессе много писалось о причинах провала операции по спасению заложников в Тегеране. Одни говорили, что виновата погода, другие, в том числе и Бэквит, обвиняли вертолетчиков, третьи во всем винили Бэквита и т.д.

Ошибочность таких суждений – в по­лярности мнений.

Анализируя при­чины неудачной операции, следует учесть:

Первое. Халат­ные действия ЦРУ при оперативном обеспечении опера­ции; площадка «Пустыня-1» вы­брана рядом с ожи­вленной трассой, В западной прессе писалось, что эта операция ЦРУ бы­ла «по барабану», под этот шум оно планировало свержение режима Хомейни. Было бы правильнее поручить подготовку операции военной разведке. Как-никак одно ведомство, проще координировать действия.

Второе. Несмотря на то что Бэквит был автором плана операции, он не мог подбирать себе тот личный состав, кото­рый был ему необходим, в частности вертолетчиков. В силу своего звания и долж­ности Бэквит не мог оспаривать решения, принимаемые генералами. На мой взгляд, в этом случае над Бэквитом должен был быть не командир (начальник временной общевойсковой тактической группы), а координатор (в спецназе ГРУ он называ­ется оперативным офицером) для реше­ния тех вопросов, которые сам руководи­тель операции решить, в силу служебного положения, не в состоянии. В этом случае руководителю операции дается карт-бланш, но он несет полную ответствен­ность за успех или неудачу проводимой операции,

Третье. Неспособность или нежелание некоторых участников операции выполнить свои функции. После этого случая в Минобороны США были сделаны соответ­ствующие выводы и в ВВС созданы спе­циальные подразделения, оснащенные са­мой современной техникой. Они предна­значены для доставки и обеспечения дей­ствий сухопутного и морского спецназа в любой точке земного шара.

Четвертое. Недооценка американцами своего противника – иранского народа. Очень проблематично находиться около полутора суток во враждебной стране и провести операцию в центре многомилли­онного города, пышущего ненавистью к американцам. Наверное, Бэквиту не давал покоя успех израильтян четырехгодичной давности,

Вывод – проведение специальных опера­ции всегда связано с большим риском, а по освобождению заложников – особенно. Поэ­тому при планировании спецопераций необходимо учитывать любые, даже самые ма­лейшие мелочи. Ведь, как известно, на войне мелочей не бывает.

(К. Никитин, «Солдат удачи»)

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha