18.09.2015 Геополитика и стратегия Военная доктрина РФ25 декабря 2014 г. Президент РФ утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ как основополагающего концептуального документа, нормализующего вопросы обеспечения военной безопасности страны. (Текст документа опубликован в Российской газете № 298 от 30 декабря 2014 г.) НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ
Необходимость создания единого документа под названием «Военная доктрина РФ» появилась в конце прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были созданы комплексы нормативных документов военно-политического характера, и их существование полностью оправдывалось. Например, в США комплекс основополагающих концептуальных документов США по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безопасности, Стратегией национальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной военной стратегией. На основе последнего документа осуществляется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспективные стратегические и оперативные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня теории, кладутся в основу уставов Вооруженных Сил и планов по их реформированию. Кроме того, в США существует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил. В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положения Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискуссия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были обсуждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории военной доктрины. Содержащееся в тексте действующей доктрины ее определение в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации». По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достижения политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Военная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:
В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговременными экономическими интересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борьбы, зависящих от ее экономического развития, состояния социального и научно-технического прогресса общества. Военная доктрина несет нормативную, организационную и информационную функции, которые и определяют ее исключительное значение в деле подготовки страны и ее военной организации к защите национальных интересов с применением военной силы.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕВ целом Военная доктрина РФ выражает весьма сдержанное отношение к роли и задачам стратегического ядерного оружия при усилении внимания к неядерным стратегическим средствам как к мощному фактору сдерживания в обозримом будущем и в этом вполне согласуется с текущей внешней политикой. Основные понятияВ документе даже введено новое понятие «система неядерного сдерживания», которое представляет собой комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами. Согласно Военной доктрине РФ, приоритеты военной политики и военного строительства в порядке убывания можно представить следующим образом:
Классификация войн и военных конфликтов осталась неизменной. К сожалению, в документе по-прежнему отсутствует четкое определение понятия «война», что вызывает различные кривотолки. В этой связи предлагается следующее толкование термина «война»: это высшая форма разрешения коренных противоречий между государствами, коалициями государств и социальными группами населения одного государства путем применения интенсивного вооруженного насилия, сопровождающегося другими видами противоборства (политического, экономического, информационного, психологического, сил специальных операций и т. п.) в интересах достижения определенных политических целей. Кроме того, в изменившихся геополитических условиях представляется актуальным исключение упрощенного подхода к классификации войн на основе одного-двух критериев. Необходим системный подход с применением нескольких критериев, хотя бы из представленных ниже. По уровню технологического развития противоборствующих сторон: войны между слаборазвитыми в технологическом отношении государствами; войны между высокоразвитыми в технологическом отношении государствами; смешанный тип — войны между высокоразвитыми и слаборазвитыми государствами. По применяемой стратегии достижения целей: войны, использующие стратегию сокрушения противника, прежде всего в физическом смысле; войны, основой которых является применение стратегии непрямых действий (дестабилизация политической и экономической жизни государства, создание внутри страны обстановки «управляемого хаоса», косвенная или прямая военная поддержка вооруженной оппозиции с целью приведения к власти нужных политических сил); смешанный тип или «гибридные войны» — войны, сочетающие на разных этапах комплексное применение стратегии сокрушения и непрямых действий. По масштабу применения вооруженного насилия: локальные, региональные, крупномасштабные. По применяемым средствам вооруженной борьбы: ядерные войны; с применением всего спектра оружия массового поражения; с применением только обычных средств поражения; с массовым применением оружия на новых физических принципах. По отношению к нормам международного права: справедливые войны — в защиту независимости, суверенитета и национальных интересов; несправедливые — попадающие под международное определение агрессии. По составу участников вооруженного противоборства: между двумя государствами; между коалициями государств; между коалицией и одним государством; гражданские войны. В новой Военной доктрине РФ модернизированы понятия локальной, региональной и крупномасштабной войн. Локальная война — война, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). При определенных условиях локальная война может перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Региональная война — война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Крупномасштабная война — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. В отношении классификации вооруженных конфликтов ничего не изменилось. Доктрина предлагает их разделять на внутренние и международные. Военные угрозы для страны согласно Военной доктрине РФВторой раздел документа «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации» подвергся самым большим изменениям. Прежде всего, в нем отмечается явный рост напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия на фоне общего осложнения международной обстановки. Это связывается с усилением глобальной конкуренции и соперничества, неустойчивостью процессов развития экономики и перераспределением влияния на мировое развитие в пользу новых центров силы. Признается опасной и тенденция смещения военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ. Здесь же отмечается, что на ряде направлений военные опасности для РФ усиливаются. Новая редакция Военной доктрины РФ конкретизирует применительно к складывающимся тенденциям развития военно-политической обстановки изложенные в Стратегии национальной безопасности источники внешней военной опасности: это, прежде всего, наращивание силового потенциала и расширение блока НАТО, приближение его военной инфраструктуры к границам РФ; дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах. Несомненную опасность представляет развертывание (наращивание) группировок войск иностранных государств (в т. ч. вооруженных международных радикальных группировок и иностранных частных военных компаний) на сопредельных с РФ территориях и сил флота в прилегающих акваториях. К этим же источникам относятся подрывающее глобальную стабильность создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, а также милитаризация космического пространства, прибавляется и новый источник — развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия в интересах реализации концепции «быстрого глобального удара». Прямую внешнюю военную опасность для РФ также представляют территориальные претензии к ней и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела, наличие вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ государств, распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, а также распространение международного терроризма. Новые опасности заключаются и в установлении на территориях сопредельных с РФ государств с иностранной помощью враждебных ей режимов, а также подрывная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и их коалиций против РФ. К основным внутренним военным опасностям Военная доктрина России по-прежнему относит:
Особые опасения вызывают действия террористических организаций, информационное воздействие на население с целью подрыва исторических, духовных и патриотических традиции в области защиты Отечества, а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, разжигание этнической и религиозной вражды. При определенных условиях военные опасности приобретают адресный характер, вследствие чего могут перерасти в конкретные военные угрозы. Главными угрозами Военная доктрина РФ признает:
Помимо этого, в качестве военных угроз признаются:
Важной угрозой считается активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени. Особенности современных военных конфликтовВ этом же разделе Военной доктрины РФ излагаются характерные черты и особенности современных военных конфликтов. Это прежде всего:
При этом принципиально новыми считаются:
Военная политика РФ
Третий, основной раздел Доктрины посвящен вопросам военной политики РФ. При этом под военной политикой документ предлагает понимать деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности РФ, а также интересов ее союзников. В нем четко определена направленность военной политики РФ:
В Военной доктрине России однозначно подтверждается, что ядерное оружие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания агрессии. В этой связи Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Очевидно, что критическая ситуация, требующая применения ядерного оружия, может возникнуть только в результате агрессии и только тогда, когда ее последствия поставят вопрос: быть или не быть России? В третьем разделе также отражены и вопросы применения военной организации. Военная доктрина РФ считает правомерным применение силы для отражения агрессии, поддержания (восстановления) мира, а также для обеспечения защиты находящихся за пределами РФ своих граждан. При этом применение ВС, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа военно-политической и военно-стратегической обстановки с учетом всех требований международного права. Здесь же четко определены основные задачи военной организации страны в мирное время, в период нарастания угрозы агрессии и в военное время. Примечательно, что в новой редакции Военной доктрины РФ к задачам мирного времени добавлено: обеспечение национальных интересов РФ в Арктике. К задачам в период нарастания угрозы агрессии совершенно справедливо добавлено: «стратегическое развертывание ВС». К основным задачам развития военной организации добавлено: «развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания ВС, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки моб. людских резервов и ресурсов; совершенствование системы РХБЗ войск (сил) и населения». Мобилизационная подготовкаВ отличие от предыдущих вариантов текста доктрины, в новой Военной доктрине РФ особое внимание уделено вопросам мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности РФ (четвертый раздел). Доктрина четко определяет, что целью мобилизационной подготовки является подготовка страны, ее ВС, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Все это говорит о том, что военно-политическое руководство РФ учитывает возрастание вероятности втягивания нашей страны в крупномасштабную войну, что потребует тотальной мобилизации моральных, экономических и военных сил населения и государства. При этом в документе речь идет не столько о вооруженной силе, сколько о стране в целом. Военно-экономическое обеспечение обороны страныПятый раздел Военной доктрины РФ полностью посвящен вопросам военно-экономического обеспечения обороны. Его главной целью является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации текущей военной политики. При этом основными задачами военно-экономического обеспечения обороны являются:
Кроме того, в Доктрине уточнены задачи развития ОПК, приоритеты и задачи военно-политического сотрудничества. Таковы основные положения новой Военной доктрины РФ. В заключение необходимо отметить, что Военная доктрина России дает четкие ориентиры на порядок, способы и формы применения военной силы для защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов страны, выполнения союзнических обязательств, международных договоров и разрешения военных конфликтов, определяет цели, приоритеты и задачи военного строительства РФ. Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи А.Калистратова, журнала "Армейский сборник". При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник. ФактК 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления… |