18.09.2015     Геополитика и стратегия

Военная доктрина РФ

25 декабря 2014 г. Президент РФ утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ как основополагающего кон­цептуального документа, нормализующего вопросы обе­спечения военной безопасности страны. (Текст документа опу­бликован в Российской газете № 298 от 30 декабря 2014 г.)

 

НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Военная доктрина РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США  комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

 

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В целом Военная доктрина РФ выражает весьма сдержан­ное отношение к роли и зада­чам стратегического ядерного оружия при усилении внима­ния к неядерным стратегиче­ским средствам как к мощному фактору сдерживания в обозри­мом будущем и в этом вполне согласуется с текущей внешней политикой.

Основные понятия

В документе даже введено новое понятие «система нея­дерного сдерживания», которое представляет собой ком­плекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предот­вращение агрессии против РФ неядерными средствами.

Со­гласно Военной доктрине РФ, приоритеты военной политики и военного строительства в порядке убы­вания можно представить сле­дующим образом:

  • ядерное сдерживание с от­носительно высоким уровнем сил и упором (при создании но­вой тяжелой ракеты) на первый или ответно-встречный удар (подавляющая часть ядерного оружия), а при возрождении боевых железнодорожных ра­кетных комплексов и наращивании потенциала страте­гических ударных подводных лодок — и на ответный удар;
  • воздушно-космическая обо­рона от массированных уда­ров высокоточных неядерных средств со стороны США и их союзников;
  • крупные региональные кон­фликты с НАТО на северных, западных и юго-западных границах РФ и СНГ;
  • региональный конфликт на Дальнем Востоке;
  • территориальный конфликт с Японией;
  • отражение одиночных про­вокационных или случайных ракетных ударов (система ПРО Московского региона);
  • локальные конфликты и ми­ротворческие операции внутри страны, по периметру границ РФ и на постсоветском про­странстве;
  • действия в Арктической зоне и против пиратства в Индий­ском океане.

Военная доктрина РФ

Военная доктрина РФ

Классификация войн и во­енных конфликтов осталась неизменной. К сожалению, в документе по-прежнему от­сутствует четкое определение понятия «война», что вызывает различные кривотолки.

В этой связи предлагается следующее толкование терми­на «война»: это высшая форма разрешения коренных проти­воречий между государствами, коалициями государств и со­циальными группами населе­ния одного государства путем применения интенсивного во­оруженного насилия, сопрово­ждающегося другими видами противоборства (политического, экономического, информа­ционного, психологического, сил специальных операций и т. п.) в интересах достижения опре­деленных политических целей.

Кроме того, в изменивших­ся геополитических условиях представляется актуальным ис­ключение упрощенного подхода к классификации войн на ос­нове одного-двух критериев. Необходим системный подход с применением нескольких кри­териев, хотя бы из представлен­ных ниже.

По уровню технологическо­го развития противоборству­ющих сторон: войны между слаборазвитыми в технологи­ческом отношении государ­ствами; войны между высокоразвитыми в технологическом отношении государствами; сме­шанный тип — войны между высокоразвитыми и слабораз­витыми государствами.

По применяемой стратегии достижения целей: войны, использующие стратегию сокру­шения противника, прежде всего в физическом смысле; войны, основой которых является применение стратегии непрямых действий (дестаби­лизация политической и экономической жизни государства, создание внутри страны обста­новки «управляемого хаоса», косвенная или прямая воен­ная поддержка вооруженной оппозиции с целью приведения к власти нужных политиче­ских сил); смешанный тип или «гибридные войны» — войны, сочетающие на разных этапах комплексное применение стра­тегии сокрушения и непрямых действий.

По масштабу применения вооруженного насилия: ло­кальные, региональные, крупномасштабные.

По применяемым средствам вооруженной борьбы: ядерные войны; с применением всего спектра оружия массового по­ражения; с применением толь­ко обычных средств пораже­ния; с массовым применением оружия на новых физических принципах.

По отношению к нормам международного права: спра­ведливые войны — в защиту независимости, суверенитета и национальных интересов; несправедливые — попадающие под международное определе­ние агрессии.

По составу участников во­оруженного противоборства: между двумя государствами; между коалициями государств; между коалицией и одним госу­дарством; гражданские войны.

В новой Военной доктрине РФ модерни­зированы понятия локальной, региональной и крупномас­штабной войн.

Локальная война — война, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противо­борствующих государств и которая затрагивает преимуще­ственно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). При определенных условиях локальная война мо­жет перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война — вой­на с участием нескольких го­сударств одного региона, ве­дущаяся национальными или коалиционными вооружен­ными силами, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная вой­на — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового со­общества, в которой стороны будут преследовать радикаль­ные военно-политические цели.

В отношении классификации вооруженных конфликтов ни­чего не изменилось. Доктрина предлагает их разделять на вну­тренние и международные.

Военные угрозы для страны согласно Военной доктрине РФ

Второй раздел документа «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации» подвергся самым большим из­менениям. Прежде всего, в нем отмечается явный рост напряженности в различных областях межгосударственно­го и межрегионального взаи­модействия на фоне общего осложнения международной обстановки. Это связывается с усилением глобальной кон­куренции и соперничества, неустойчивостью процессов развития экономики и перерас­пределением влияния на миро­вое развитие в пользу новых центров силы. Признается опасной и тенденция смещения военных угроз в информаци­онное пространство и вну­треннюю сферу РФ. Здесь же отмечается, что на ряде на­правлений военные опасности для РФ усиливаются.

Новая редакция Военной доктрины РФ конкретизирует применительно к складывающимся тенденциям развития военно-политической обста­новки изложенные в Стратегии национальной безопасности источники внешней военной опасности: это, прежде все­го, наращивание силового по­тенциала и расширение блока НАТО, приближение его военной инфраструктуры к границам РФ; дестабилизация обстанов­ки в отдельных государствах и регионах.

Несомненную опасность представляет развертывание (наращивание) группировок войск иностранных государств (в т. ч. вооруженных междуна­родных радикальных группиро­вок и иностранных частных военных компаний) на сопре­дельных с РФ территориях и сил флота в прилегающих акваториях. К этим же источ­никам относятся подрываю­щее глобальную стабильность создание и развертывание си­стем стратегической проти­воракетной обороны, а также милитаризация космического пространства, прибавляется и новый источник — развер­тывание стратегических нея­дерных систем высокоточного оружия в интересах реализа­ции концепции «быстрого гло­бального удара».

Прямую внешнюю военную опасность для РФ также пред­ставляют территориальные претензии к ней и ее союзникам, вмешательство в их внутрен­ние дела, наличие вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ государств, распространение оружия мас­сового поражения, ракет и ра­кетных технологий, увеличе­ние количества государств, обладающих ядерным оружи­ем, а также распространение международного терроризма. Новые опасности заключаются и в установлении на территориях сопредельных с РФ го­сударств с иностранной помо­щью враждебных ей режимов, а также подрывная деятель­ность спецслужб и организа­ций иностранных государств и их коалиций против РФ.

К основным внутренним военным опасностям Военная доктрина России по-прежнему отно­сит:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
  • дестабилизацию вну­триполитической и социальной ситуации в стране;
  • дезоргани­зацию функционирования орга­нов государственной власти, важных государственных, во­енных объектов и информа­ционной инфраструктуры государства.

Особые опасе­ния вызывают действия тер­рористических организаций, информационное воздействие на население с целью подры­ва исторических, духовных и патриотических традиции в области защиты Отечества, а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, разжигание этнической и религиозной вражды.

При определенных услови­ях военные опасности при­обретают адресный характер, вследствие чего могут пере­расти в конкретные военные угрозы.

Главными угрозами Военная доктрина РФ признает:

  • резкое обострение военно-по­литической обстановки (меж­государственных отношений) и создание условий для приме­нения военной силы, а также, что очень важно, — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ,
  • нарушение функционирования ее страте­гических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космиче­ского пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.

Помимо этого, в качестве во­енных угроз признаются:

  • созда­ние и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее со­юзников;
  • демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях.

Важной угрозой считается ак­тивизация деятельности во­оруженных сил отдельных го­сударств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих го­сударств на работу в условиях военного времени.

Особенности современных военных конфликтов

В этом же разделе Военной доктрины РФ излагаются характерные черты и особенности современных во­енных конфликтов.

Это прежде всего:

  • комплексное применение военной силы, сил и средств невоенного характера с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;
  • массированное примене­ние современных систем во­оружения и военной техники, а также основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;
  • воздействие на против­ника на всю глубину его тер­ритории одновременно в гло­бальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;
  • избирательность и вы­сокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мо­бильных группировок войск (сил);
  • сокращение временных параметров подготовки к ве­дению военных действий;
  • усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в резуль­тате перехода от строго верти­кальной системы управления к глобальным сетевым авто­матизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
  • создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

При этом принципиально новыми считаются:

  • участие в военных дей­ствиях иррегулярных воору­женных формирований и част­ных военных компаний;
  • применение непрямых и асим­метрических способов действий;
  • использование финансиру­емых и управляемых извне по­литических сил и обществен­ных движений.

Военная политика РФ

Основные задачи военной организации РФ в военное время

Основные задачи военной организации РФ в военное время

Третий, основной раздел Доктрины посвящен вопросам военной политики РФ. При этом под военной политикой документ предлагает понимать деятельность государства по организации и осуществле­нию обороны и обеспечению без­опасности РФ, а также интересов ее союзников.

В нем четко определена нап­равленность военной полити­ки РФ:

  • сдерживание и предотвра­щение военных конфликтов;
  • совершенствование воен­ной организации страны;
  • совершенствование форм и способов применения ВС, других войск и органов;
  • повышение мобилизаци­онной готовности в целях обе­спечения обороны и безопас­ности РФ, а также интересов ее союзников.

В Военной доктрине России однозначно под­тверждается, что ядерное ору­жие, которым оснащены ВС РФ, рассматривается, прежде всего, как фактор сдерживания агрессии.

В этой связи Российская Федерация оставляет за со­бой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзни­ков ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии про­тив РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существо­вание государства. Очевидно, что критическая ситуация, тре­бующая применения ядерного оружия, может возникнуть только в результате агрессии и только тогда, когда ее послед­ствия поставят вопрос: быть или не быть России?

В третьем разделе также отра­жены и вопросы применения военной организации. Военная доктрина РФ считает правомерным при­менение силы для отражения агрессии, поддержания (вос­становления) мира, а так­же для обеспечения защиты находящихся за пределами РФ своих граждан. При этом применение ВС, других войск  и органов осуществляется ре­шительно, целенаправленно и комплексно на основе забла­говременного и постоянного анализа военно-политической и военно-стратегической об­становки с учетом всех требо­ваний международного права. Здесь же четко определены ос­новные задачи военной органи­зации страны в мирное время, в период нарастания угрозы агрессии и в во­енное время.

Примечательно, что в новой редакции Военной доктрины РФ к задачам мирного времени добавлено: обеспечение национальных интересов РФ в Арктике. К задачам в период нараста­ния угрозы агрессии совер­шенно справедливо добавлено: «стратегическое развертыва­ние ВС». К основным задачам развития военной организации добавлено: «развитие моби­лизационной базы и обеспе­чение мобилизационного раз­вертывания ВС, других войск и органов, а также совершен­ствование методов комплек­тования и подготовки моб. людских резервов и ресурсов; совершенствование системы РХБЗ войск (сил) и населения».

Мобилизационная подготовка

В отличие от предыдущих вариантов текста доктрины, в новой Военной доктрине РФ особое внимание уделено вопросам мобилиза­ционной подготовки и мобилизационной готовности РФ (четвертый раздел).

Доктрина четко определяет, что целью мобилизационной подготовки является подготов­ка страны, ее ВС, других войск и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению по­требностей государства и нужд населения в военное время.

Все это говорит о том, что военно-политическое руководство РФ учитывает возрастание вероятности втягивания нашей страны в крупномасштабную войну, что потребует тоталь­ной мобилизации моральных, экономических и военных сил населения и государства. При этом в документе речь идет не столько о вооруженной силе, сколько о стране в целом.

Военно-экономическое обеспечение обороны страны

Пятый раздел Военной доктрины РФ полностью посвящен вопросам военно-экономического обес­печения обороны. Его главной целью является создание усло­вий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и воен­но-технического потенциалов государства на уровне, необхо­димом для реализации текущей военной политики.

При этом основными зада­чами военно-экономического обеспечения обороны являются:

  • оснащение ВС, других войск и органов вооружением, воен­ной и специальной техникой;
  • обеспечение ВС, других войск и органов материаль­ными средствами: в мирное время — накопле­ние, эшелонирование и содер­жание запасов; в период непосредственной угрозы агрессии — дообеспечение войск (сил) по нормам военного времени; в военное время — подача запасов материальных средств и восполнение потерь вооруже­ния, военной техники, специ­альной техники и материаль­ных средств;
  • развитие оборонно-про­мышленного комплекса на ос­нове его совершенствования, обеспечения технологической независимости РФ, формиро­вания комплекса приоритет­ных технологий, активизации инновационно-инвестицион­ной деятельности и сохране­ния государственного кон­троля;
  • осуществление плодот­ворного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными странами с целью обмена передовыми технологиями и получения прибыли для ОПК.

Кроме того, в Доктрине уточ­нены задачи развития ОПК, приоритеты и задачи военно-политического сотрудничества.

Таковы основные положения новой Военной доктрины РФ.

В заключение необходимо от­метить, что Военная доктрина России дает четкие ориентиры на порядок, способы и формы применения военной силы для защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, на­циональных интересов страны, выполнения союзнических обя­зательств, международных до­говоров и разрешения военных конфликтов, определяет цели, приоритеты и задачи военного строительства РФ.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи А.Калистратова, журнала "Армейский сборник". При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Факт

К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особен­ности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha