30.11.2015     Военно-морской флот

Современные военные флоты: состояние и перспективы развития

Свой современный облик военные флоты ведущих держав начали приобретать после окончания сражений Второй мировой. Вместе с ней кончилась эпоха крупных морских битв, и начался новый, очень важный период мировой военно-мор­ской истории. Кроме вполне возможной ядерной катастрофы «Холодная война» привнесла такие технические новшества, которые вряд ли можно было представить в момент капитуляции Японии.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

После «Холодной войны» господство сверхдержав пошло на убыль. Бла­годаря научно-техническому прогрессу даже небольшие страны обзаве­лись современными военно-морскими силами, и роль боевых кораблей и военно-морских операциях продолжает меняться. Теперь современные технологии вполне в состоянии уравнять шансы потенциальных против­ников. В наше время небольшие государства могут позволить себе держать в своих прибрежных водах надёжные военные корабли, обладающие та­кими возможностями, которые раньше казались просто невероятными. Например, с 1997 года на вооружении военно-морского флота Таиланда имеется легкий авианосец «Чакри Нарубет», со­временный корабль контроля над морем, который способен бороться с подводными лодками и самолетами, осуществлять спасательные опера­ции, обеспечивать гуманитарную помощь и брать на борт 675 десантни­ков. Не отстают от Таиланда и его соседи.

Модель усовершенствованного универсального вертолетоносца класса «Уосп».

Модель усовершенствованного универсального вертолетоносца класса «Уосп».

Американской системой «Иджис», когда-то секретной и бывшей пред­метом повышенного интереса многих стран, сейчас оборудованы япон­ские эсминцы, испанские и новейшие норвежские фрегаты; ожидается, что она будет состоять на вооружении южнокорейских и австралий­ских кораблей типа эсминцев. В условиях свободного рынка, насыщен­ного практически любыми видами оружия, Испания, Германия и Великобритания наперебой осаждают Австралию с предложениями построить для нее новые эсминцы.

Фрегаты первого поколения, созданные с использованием техноло­гии «стелс» (например, французские фрегаты класса «Лафайет») может купить любая страна, которая обладает достаточными финансовыми возможностями. Шесть таких судов были закуплены Тайванем, вдобавок заказавшим усиленное вооружение, еще шесть — Республикой Син­гапур, три — Саудовской Аравией.

Самым сильным в мире по-прежнему остается военно-морской флот Соединенных Штатов, и в обозримом будущем такое положение не из­менится. В 2012 году из состава ВМС США был выведен первый в мире авианосец с ядерной силовой установкой, американ­ский «Энтерпрайз» (CVN-65). Ожидается, что в 2016 году в строй всту­пит первый авианосец нового класса CVN-21 «Джералд Р. Форд» (CVN-78). Рас­четный срок службы всех атомных авианосцев составляет пятьдесят лет, что обусловлено многими причинами, и в частности огромной стоимо­стью их строительства. Когда первый корабль класса CVN-21 войдет в строй, военно-морской флот США будет располагать двенадцатью тя­желыми авианосцами.

В начале XXI века авианосцы состоят на вооружении девяти госу­дарств, и все эти страны, за исключением Соединенных Штатов, предпо­читают иметь небольшие многоцелевые суда, несущие самолеты с верти­кальным взлетом и посадкой или же самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой, вертолеты и беспилотные летательные аппа­раты.

Французский флагманский корабль «Мистраль»

Французский флагманский корабль «Ми­страль»

До недавнего времени упор в развитии военно-морских флотов делаелся не на демонстрацию силы, а на использование судов как в военных, так и гуманитарных целях. Считалось, что сейчас военные действия свелись к террористу с сото­вым телефоном и руке, и столь же сильно изменился характер военных действий на море.

Призрак колоссального авианосца, бороздящего мор­ские просторы, внушает такой же благоговейный страх, какой внушали линкоры в первой половине XX столетия. Однако характер морской вой­ны по мере глобализации постоянно изменяется. Государства вынужде­ны идти в ногу с научно-техническим прогрессом и задумываться над тем, какие суда понадобятся им в ближайшем будущем. От современных боевых кораблей ожидают многого, но далеко не все действительно отвечают возрастающим требованиям.

Даже атомные подводные лодки оказались уязвимыми для современно­го противолодочного оружия и высокочувствительных систем обнаруже­ния, а вот малошумящие субмарины с дизель-электрическими двигателями или топливными элементами способны ускользнуть от лучших систем сле­жения. В серии учений, проходивших в 2005-2007 годах, шведская дизельная субмарина «Готланд» успешно расстраивала любые планы американских боевых кораблей по ее перехвату и уничтожению, хотя американцы исполь­зовали самые современные средства и методы противолодочной борьбы.

В большинстве военно-морских флотов десантные корабли сегодня ис­пользуются не только для перевозки войск и их поддержки, но и для ока­зания гуманитарной помощи. Большие десантные корабли несут на борту как самолеты-истребители, не требующие для своего взлета ката­пульты, так и дюжину хорошо вооруженных вертолетов. Эти суда превра­тились в своего рода многофункциональные платформы, доказательством чему являются американские корабли класса «Уосп»; усовершенствован­ные корабли класса «Уосп» (LHA-R) обладают еще большими возможностями.

Фрегат «Сюркуф» класса «Лафайет», в котором используется технология «Стелс».

Фрегат «Сюркуф» класса «Лафайет», в котором используется технология «Стелс».

Три универсальных десантных корабля типа «Мистраль» состоят на вооружении ВМС Франции. А ВМС Испании в 2011 году получили универсальный десантный корабль-авианосец «Хуан Карлос I» (по испанской классификации – корабль стратегической проекции силы). Все эти корабли могут нести на бор­ту единые ударные истребители и другие боевые самолеты и вертолеты. Также на УДК «Хуан Карлос I» имеется посадочное место для конвертоплана V-22 «Оспри».

Линкоры просуществовали всего лишь сто лет, с 1906 по 2006 г., и теперь их нет ни в одном военно-морском флоте. Крей­серы изменились, и из всех тяжелых (во­доизмещением 18800 т) и легких (водоиз­мещением 10000 т) крейсеров середины XX века в американском флоте остались только 22 корабля серии «Тикондерога» водоизмещением 10042 т, оборудован­ные системой «Иджис». Также крейсеры имеются в составе ВМФ России: один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» водоизмещением 25860 т, три ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант» («Слава») водоизмещением 11380 т.

В мире осталось не так много военно-морских баз (в общей сложности 18), и устаревшие военные корабли уже не ставят, как раньше, на консервацию. Ко­гда судно выводят из состава действующего флота, его демонтируют, исполь­зуют в качестве мишени для учебных стрельб или превращают в корабль-музей. Большинство старых судов просто невозможно переоборудовать под новую технику и электронику.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВМФ: КЛАССЫ КОРАБЛЕЙ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Современные военно-морские силы стремительно превращаются во флоты, кото­рые состоят из недорогих многофункциональных боевых кораблей. Современные ВМФ состоят, как правило, из таких типов боевых кораблей, которые, видимо, сохранятся и в ближайшем будущем.

Небольшие многофункциональные авианосцы, которые несут на сво­ем борту самолеты, не нуждающиеся в катапульте; на таком корабле ба­зируется авиагруппа единых ударных истребителей и вертолетов (штур­мовых и десантных). Они должны быть экономичными в эксплуатации и способными выполнять широкий круг заданий.

Корабли типа эскадренных миноносцев (эсминец, фрегат, корвет), ко­торые оборудованы новейшей электроникой и вооружением и допуска­ют дальнейшую модернизацию.

Универсальные десантные суда, кото­рые могут быть гладкопалубными или  должны быть способными оказывать гуманитарную помощь, высажи­вать на неприятельский берег десант и выполнять многие другие задания.

"Максимум боеспособности в пересчете на один доллар". Корабль береговой обороны "Индепенденс", созданный компанией "Дженерал Дайнемикс".

Корабли береговой обороны, в круг задач которых входит патрули­рование, оперативное реагирование на всевозможные угрозы и демон­страция силы в прибрежных водах.

Подводные лодки, недорогие в постройке и способные успешно противодействовать даже лучшим противолодочным судам, самолетам и верто­летам. Желательно также наличие на борту крылатых или управляемых ракет, а также способность обеспечивать специальные операции.

Сторожевые корабли, способные выполнять различные задания в со­ставе флота или поодиночке.

Многофункциональные суда, способные перевозить снаряжение, бое­припасы, продовольствие и войска, а также оказывать боевую поддержку.

Самым крупным боевым кораблем будущего будет, безусловно, эсми­нец, чье водоизмещение, в 1920-х гг. составлявшее 1100 т, к началу XXI столетия возросло почти до 10000 т. Авианосцы станут существен­но меньше современных, поскольку особой необходимости в огромных кораблях такого класса не просматривается. Со временем в состав все большего количества флотов будет входить по меньшей мере один авиа­носец, несущий самолеты с вертикальным взлетом и посадкой или с ко­ротким взлетом и вертикальной посадкой. Постройка и эксплуатация та­кого авианосца обходятся существенно дешевле.

Основным кораблем будет сторожевик, так как требующие вмеша­тельства военные конфликты часто возникают в прибрежных регионах; кроме того, корабли, пригодные для использования в спасательных опе­рациях в районах природных или техногенных катастроф, всегда были и будут востребованы.

По существу, в наше время, когда господству сверхдержав приходит конец, небольшие государства получили возможность обзавестись сильными и современными военно-морскими флотами. Ареной морских сражений стало побережье, и роли различных классов боевых кораблей резко изменились.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Факт

Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо "смазывает" картинку.  Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40...

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha