25.03.2016     Боевая техника и тяжелое вооружение >> Боевые бронированные машины

БМП Т-15 (Россия)

Тяжелая БМП Т-15 (объект 149)перспективная боевая бронированная машина российского производства, сконструированная на универсальной гусеничной платформе «Армата». Она предназначена для транспортировки мотострелковых подразделений, ведения всех видов боя и огневой поддержки спешившихся стрелков. Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком Т-14 «Армата», является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками.

Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года. Но тогда перспективная российская БМП осталась «в тени», ведь основное внимание публики было к новейшему танку Т-14 «Армата». В данной статье мы дадим подробную информацию о БМП Т-15.

© Материал подготовлен для портала "Современная армия"  http://www.modernarmy.ru

 

БМП Т-15: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

БМП Т-15 в Москве, 7 мая 2015 г.

БМП Т-15 в Москве, 7 мая 2015 г.

Разработка бронетехники в СССР и России всегда отличалась некоторым «перекосом» в сторону танков, в ущерб бронетранспортерам и боевым машинам пехоты. Действительно, советское и российское танкостроение может похвастаться большим количеством отличных образцов танков, а вот для пехоты, по мнению некоторых российских военных специалистов, за всю историю было создано лишь две машины: БМП-1 и БТР-80. Почему так? Да потому, что во всех остальных образцах бронетехники для «царицы полей» в действительности просто не оставалось места, чтобы разместить пехотный десант.

Согласно Боевому уставу, танки и БМП (БТР) действуют в едином боевом порядке. Возможно построение боевого порядка в два эшелона или в один эшелон с выделением резерва. При построении в два эшелона каждый эшелон, зависимости от вида и характера боя, строится в одну линию, углом вперед или назад: танки – впереди, за ними на удалении 100 м – БМП или наоборот. Ho, например, в наступле­нии боевой порядок танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, в составе танкового батальона первого эшелона бригады (полка) будет построен, как правило, в один эшелон, где танки и БМП действуют в едином боевом порядке. Только БМП движутся на определенном расстоянии за танками. Таким образом, Сухопутные войска нуждаются в тяжелой БМП, уровень защиты которой позволяет ей действовать в одной боевой линии с танками.

Лобовая проекция Т-15

Лобовая проекция Т-15

Помимо этого, опыт локальных войн, в которых использовалась бронетехника советского (российского) производства, свидетельствует о недостаточном уровне бронезащиты отечественных БМП всех модификаций. Попадание из РПГ или подрав на мине оставляли мало шансов уцелеть бойцам, находящимся внутри машины. Не случайно советские и российские пехотинцы во всех конфликтах конца XX – начала XXI вв. предпочитали ездить не внутри БМП, а на броне.

Техническим заданием на проведение ОКР по созданию универсального тяжелого гусеничного шасси «Армата» было предусмотрено использование его в качестве базы для разнообразной боевой техники: ОБТ, тяжелая БМП, САУ, БРЭМ и КШМ. Все машины, созданные на базе платформы «Армата», должны были иметь унифицированные корпус, двигатель и ходовую часть.

Первый проект тяжелой БМП на базе шасси «Армата» был утвержден в 2010 году. В дальнейшем военные внесли множество дополнений в проект, в результате чего версия БМП Т-15, представленная на параде, сильно отличалась от первоначального эскиза.

Постоянные корректировки проекта внесли ряд трудностей в процесс создания машины, особенно с учетом того обстоятельства, что Министерство Обороны не планировало финансирование тех доработок, которые само же инициировало. Поэтому предприятиям приходилось либо с большим трудом «выбивать» средства у военных, либо изыскивать их из собственных внутренних резервов. В связи с этим некоторые руководители предприятий даже заявляли о том, что новые образцы бронетехники не смогут принять участие в Параде Победы. Тем не менее, тяжелая БМП Т-15 и другие образцы боевой техники на базе шасси «Армата»  все-таки прошли по Красной площади 9 мая 2015 года.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БМП Т-15

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Кормовая проекция Т-15

Кормовая проекция Т-15

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления – посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение  и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает  собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

Десантное отделение БМП Т-15

Десантное отделение БМП Т-15

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3  суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Ходовая часть Т-15 в целом аналогична ходовой части танка Т-14.

Ходовая часть Т-15 в целом аналогична ходовой части танка Т-14. В носовой части машины расположены ведущие колеса, а в кормовой - направляющие.

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Элементы КАЗ

Элементы КАЗ "Афганит" на правом борту машины

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.

Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Дистанционно управляемый боевой модуль

Дистанционно управляемый боевой модуль "Эпоха"

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ).  Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТТХ) БМП Т-15

  • Экипаж, чел. – 3.
  • Десант, чел. – 9.
  • Боевая масса, т – около 50 (в некоторых источниках – 49).
  • Длина, м – 9,5.
  • Ширина по бортовым экранам – 4,8.
  • Вместимость, чел. – 12 (экипаж – 3, десант – 9).
  • Защита – комбинированная противоснарядная, включает КОЭП и КАЗ «Афганит».
  • Вооружение – боевой модуль «Эпоха»: пушка 2А42 (калибр 30 мм, боекомплект 500 снарядов, дальность стрельбы до 4000 м), пулемёт ПКТМ (калибр 7,62 мм, боекомплект 2000 патр.), ПТРК «Корнет-Д» (боекомплект 4 ракеты, дальность стрельбы до 8000 м).
  • Двигатель – многотопливный турбодизель 2В-12-3A мощностью 1500 л.с.
  • Макс. скорость  по шоссе, км/ч – 75.
  • Запас хода, км – 500 (без дополнительных баков).

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Смотрите также:

Факт

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 - «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа "Нимитц" строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году...

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Вам есть, что добавить? Оставляйте комментарии!

Введите символы:
Captcha
  
29.09.2016 15.07  Гость   

Сайт вроде довольно серьезный, ну не позорьтесь. Какой, нафиг, Барбарис? Это же была вандальная правка в Википедии, о чем позднее аноним признался, что есть в обсуждении статьи Википедии.

 
 
 
РЭБ Пулемет Печенег Конвертоплан Ми-24 КСИР Афганская война Бинокли Буря в пустыне Су-27 САС Рассказы о Чечне Танк будущего Зеленые береты Морской спецназ Стрелковое оружие АУГ Беспилотники Боевая техника ПТУР Выживание в лесу ПНВ Боевые роботы
 

Вход

Логин:
Пароль:

Регистрация

Закрыть
Логин:
Email:
Пароль:
Повтор пароля:
Введите символы:

Captcha